Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 6 ноября 2008 г. N А60-26816/2008-С10
Резолютивная часть решения объявлена 5 ноября 2008 г.
Полный текст решения изготовлен 6 ноября 2008 г.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания ЖКХ "Темп" к Государственной жилищной инспекции Свердловской области о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется уведомление о вручении определения о времени и месте судебного разбирательства;
от заинтересованного лица: А.А. Щепелин - начальник юридического отдела, доверенность N 0042-02/1 от 09.01.2008 г., предъявлено удостоверение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Дело рассмотрено в порядке пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя.
Заинтересованному лицу процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, помощнику судьи не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания ЖКХ "Темп" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - инспекция) от 27 августа 2008 года N 156 о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 40000 руб.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что проверяющим органом не учтены нормы действующего жилищного законодательства Российской Федерации. Кроме того, жилищной инспекцией не выяснены все обстоятельства правонарушения, не истребованы все необходимые для разрешения дела сведения в целях обеспечения права привлекаемого к ответственности лица доказать свою невиновность.
Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит отказать в удовлетворении требований, считая постановление законным и обоснованным, поскольку общество является лицом, ответственным за содержание, ремонт, техническое обслуживание и эксплуатацию жилищного фонда, а вина общества подтверждается материалами дела.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заинтересованного лица, суд установил:
31 июля 2008 года на основании приказа от 25 июля 2008 года N 03-09/446 инспекцией проведено внеплановое мероприятие по контролю выполнения обществом обязательных требований, установленных Законом от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", Жилищным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), при эксплуатации жилых домов, в том числе N 34 и N 38, расположенных в г. Екатеринбурге по ул. Варшавская.
В ходе проверки выявлены нарушения правил содержания и ремонта обоих жилых домов, о чем составлен акт от 31 июля 2008 года N 03-01/662, обществу вынесено предписание N 03-02/662 об устранении указанных в нем нарушений.
Инспекцией в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 05 августа 2008 года N 02-09/129, в котором отражены нарушения правил содержания и ремонта указанных выше жилых домов, выразившиеся в наличии мусора в оконных приямках; утечек из инженерных систем. Кроме того, в проверяемом жилом доме N 34 выявлено разрушение площадки крыльца 4-го подъезда, краев козырьков над подъездами; на придомовой территории разрушена отмостка; на лестничных площадках имеются незакрытые электрощитки; в подвальных помещениях разрушена теплоизоляция. В жилом доме N 38 выявлено наличие мусора на придомовой территории; разрушена отмостка; в подвальных помещениях частично разрушена теплоизоляция.
Данные обстоятельства квалифицированы инспекцией как нарушение обществом п. п. 3.2.18, 3.5.8, 4.1.1, 4.1.5, 4.1.7, 4.1.15, 4.2.4.2, 4.8.15, 4.10.2.1, 5.2.22 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Рассмотрев материалы проверки, начальник инспекции вынес постановление от 27 августа 2008 года N 156 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде наложения штрафа в сумме 40000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим требованием.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения заинтересованного лица, суд полагает, что в удовлетворении требований общества о признании недействительным и отмене постановления по делу об административном правонарушении следует отказать, исходя из следующего.
Согласно статье 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из содержания данной статьи следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
Из материалов дела следует, что жилые дома, являющиеся объектами обследования, находятся в управлении ООО Управляющая компания ЖКХ "Темп" на основании договоров управления многоквартирным домом от 01 января 2007 года N N 40-П, 42-П (ул. Варшавская, 34, 38) с Муниципальным учреждением "Управление жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района г. Екатеринбурга", выступающего от имени собственников жилых помещений на основании решений общих собраний собственников о выборе способа управления и об утверждении условий названных договоров управления многоквартирными домами.
Согласно названным договорам ООО Управляющая компания ЖКХ "Темп" обязуется за плату осуществлять управление указанными многоквартирными домами, в том числе оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления домом.
В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.2 договоров заявитель не только обязался предоставить коммунальные услуги собственникам и арендаторам помещений жилых домов, но и выполнять работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества с соблюдением требований, установленных действующим законодательством (Правилами и нормами эксплуатации жилищного фонда, СНиПами, другими нормативными правовыми актами в сфере эксплуатации жилищного фонда).
Согласно пункту 2.1.10.4 договоров заявитель обязался представлять интересы собственника в отношениях с третьими лицами, связанных с достижением цели управления общим имуществом (государственными, муниципальными органами и организациями, другими юридическими лицами, физическими лицами).
Пунктом 2.1.10.9 предусмотрено, что общество обязано выполнять работу по взысканию задолженности за жилое помещение и (или) коммунальные услуги собственников помещений дома (нанимателей, проживающих в жилых помещениях собственников; арендаторов, занимающих нежилые помещения собственников).
В соответствии с пунктом 2.1.10.14 заявитель обязался обеспечить высокую культуру при исполнении названных выше договоров; по обращению собственника (нанимателя, проживающего в жилом помещении собственника; арендатора, занимающего нежилое помещение собственника) принимать меры воздействия к лицам, допустившим грубое обращение при оказании услуг, выполнении работ.
Порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определен Правилами и нормами эксплуатации жилищного фонда, в которых содержатся требования к эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации, являющиеся обязательными для исполнения.
В соответствии с пунктом 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом, то есть организацию эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками, все виды работ с нанимателями и арендаторами; техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий; санитарное содержание.
Указанные Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда содержат требования о том, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить предотвращение сырости и замачивание грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий (п. 4.1.1). Кроме того, не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования (п. 4.1.15). Трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год (п. 5.2.22).
Организации по обслуживанию жилищного фонда следят, в том числе за недопущением загромождения дворовой территории металлическим ломом, строительным и бытовым мусором, шлаком, золой и другими отходами (п. 3.5.8).
Очистка приямков от мусора и снега производится не реже 1 раза в месяц (п. 4.1.5). Просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком (п. 4.1.7).
Задвижки, электрощитовые и другие отключающие устройства, расположенные на лестнице, должны находиться в закрытых шкафах, ключи от которых хранятся у диспетчера организации по обслуживанию жилищного фонда (п. п. 3.2.18, 4.8.15).
При обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций (п. 4.2.4.2).
Организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.) (п. 4.10.2.1).
Все приведенные требования Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда направлены на должное обслуживание жилых домов в целях рационального использования и расходования электричества, теплоснабжения, воды и так далее, а также на обеспечение прав их потребителей на качественное обслуживание.
Таким образом, заявитель является организацией, ответственной за содержание жилых домов и субъектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.22 КоАП РФ.
Согласно пункту 2.2.4 договоров собственник жилых помещений обязался оплачивать предоставленные услуги и выполненные работы согласно ценам в соответствии с действующим законодательством, установленными региональными тарифными комиссиями, управляющей организацией, общим собранием собственников.
Указанными договорами выполнение работ заявителя по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества домов, предоставлению собственнику коммунальных услуг, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домами, не поставлено в зависимость от их своевременной оплаты.
Несоблюдение заявителем вышеприведенных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда подтверждено материалами дела.
По смыслу статьи 1.5 КоАП РФ, устанавливающей презумпцию невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обязанность доказывания виновности лица возлагается на административный орган.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела, в том числе оспариваемым постановлением от 27 августа 2008 года N 256, подтверждается наличие в действиях заинтересованного лица вины в нарушении законодательства о содержании жилищного фонда. Вина состоит в бездействии заявителя, так как при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей, управляющая компания могла выявить нарушения и предпринять своевременные меры по их устранению, поскольку характер выявленных проверкой нарушений свидетельствует о том, что они подлежат устранению в ходе технического обслуживания жилых домов.
Доказательств того, что у заявителя не имелось возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых он привлечен к административной ответственности, и им были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалы дела не представлено.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на отсутствие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) общества и наступавшими последствиями. Данный довод судом не принимается, поскольку материалами дела такая связь подтверждается, так как при надлежащем соблюдении лицом, ответственным за содержание жилого дома, правил содержания и ремонта жилых домов, исключается такое состояние жилых домов, которое установлено при проверке инспекцией.
Ссылка общества на то, что административный орган не выяснил все обстоятельства правонарушения, не истребовал все необходимые документы, в целях обеспечения прав привлекаемого к ответственности лица на доказывание своей невиновности, судом не принимается.
Как следует из материалов дела, 05 августа 2008 года при составлении протокола об административном правонарушении N 02-09/129 присутствовал законный представитель общества - юрисконсульт А.И. Мансуров, действовавший от имени общества на основании доверенности, который подписал указанный протокол без возражений, указав, что объяснения будут представлены на момент рассмотрения дела.
Таким образом, законный представитель общества был надлежаще извещен о дате и месте рассмотрения дела. Кроме того, в материалах дела имеется определение о назначении времени и месте рассмотрения дела от 11 августа 2008 года, направленное в адрес заявителя и полученное им также по факсимильной связи.
13 августа 2008 года надлежащим образом извещенный представитель юридического лица на рассмотрение дела об административном правонарушении не явился. В связи с указанным, а также по причине необходимости предоставления дополнительных доказательств, в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела, начальником инспекции принято решение об отложении рассмотрения дела на 27 августа 2008 года.
В адрес общества с сопроводительным письмом N 0042-02/664 направлено определение об отложении рассмотрения дела об административного правонарушении от 13 августа 2008 года, определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела от 13 августа 2008 года, которые получены представителем общества 19 августа 2008 года, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела почтовое уведомление о вручении.
Таким образом, заинтересованным лицом приняты все меры, направленные на обеспечение прав и гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности.
27 августа 2008 года на рассмотрении дела об административном правонарушении присутствовал законный представитель заявителя - юрисконсульт Г.Ю. Клочкова, действующая от имени общества на основании доверенности, которая не представила каких-либо возражений либо объяснений по существу вменяемого обществу правонарушения.
К заявителю применен минимальный размер административного штрафа, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, при этом общество привлечено к административной ответственности не по всем выявленным в ходе проверки нарушениям правил содержания и ремонта жилых домов, отраженным в акте от 31 июля 2008 года N 03-01/662.
Порядок и сроки привлечения к административной ответственности заинтересованным лицом соблюдены, заявителем не оспорены.
Суд также отмечает, что заявителем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено каких-либо документов, в обоснование заявленных требований, несмотря на неоднократное предложение судом, представить обоснование доводов о неисследовании заинтересованным лицом доказательств по делу (какие доказательства не исследованы, о чем они свидетельствуют); привести нормы жилищного законодательства, которые, согласно заявлению, не учтены Государственной жилищной инспекцией при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Учитывая, что состав административного правонарушения в действиях общества доказан (событие и вина), нарушений порядка привлечения к ответственности юридического лица не имеется, основания для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания ЖКХ "Темп" отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 6 ноября 2008 г. N А60-26816/2008-С10
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника