Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 12 ноября 2008 г. N А60-24693/2008-С4
Резолютивная часть решения объявлена 05 ноября 2008 года
Полный текст решения изготовлен 12 ноября 2008 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело N А60-24693/2008-С4 по иску открытого акционерного общества "347 Военпроект" к Федеральному государственному учреждению "Управление Приволжско-Уральского военного округа",
третье лицо: 37 отдел капитального строительства ПУрВО (войсковая часть 68564)
о взыскании 1017740 руб. 21 коп.,
при участии в судебном заседании
от истца: Чесноков Б.А., представитель по доверенности N 768 от 01.11.2008 г.,
от ответчика: Матвеев И.В., представитель по доверенности N 11/34/48 от 19.03.2008 г.,
от третьего лица: отсутствует, извещен.
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о чем в материалах дела имеется уведомление органа почтовой связи.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения искового заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Открытое акционерное общество "347 Военпроект" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Федеральному государственному учреждению "Управление Приволжско-Уральского военного округа" о взыскании задолженности по государственному контракту N 54/Ч-07 от 28.03.2007 г. на создание научно-технической продукции (выполнение проектно-изыскательных работ) в размере 1017740 руб. 21 коп.
Представитель истца в судебном заседании 05.11.2008 г. исковые требования поддержал, а также заявил письменное ходатайство о приобщении следующих документов к материалам дела: копии санитарно-эпидемиологического заключения, общей пояснительной записки паспорта проекта, пояснений по делу. Данное ходатайство судом удовлетворено, к материалам дела названные документы приобщены. Кроме того, представитель истца представил в судебное заседание платежное поручение N 018 от 27.04.2007 г. на сумму 436174 руб. 37 коп. в качестве доказательства частичной оплаты задолженности ответчиком.
Представитель ответчика в настоящее судебное заседание представил отзыв, в котором исковые требования не признал, указав, что документы, являющиеся основанием для оплаты, он не получал, в связи с чем считает себя не обязанным оплачивать выполненные истцом работы. Ответчик также указал, что в рамках настоящего дела надлежащим ответчиком является заказчик по государственному контракту N 54/Ч-07 от 28.03.2007 г. - 37 Отдел капитального строительства ПУрВО, привлеченный определением от 10.09.2008 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку уполномоченного представителя не обеспечило, отзыв, в нарушение возложенных на него процессуальных обязанностей в суд не представило.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил:
Как следует из материалов дела, между 37 Отделом капитального строительства ПУрВО (именуемым в контракте заказчик), открытым акционерным обществом "347 Военпроект" (именуемым в контракте исполнитель) и Федеральным государственным учреждением "Управление Приволжско-Уральского военного округа" (именуемым в контракте плательщик) 28 марта 2007 года заключен государственный контракт N 54/Ч-07, (далее Государственный контракт) в соответствии с п. 1.1 которого исполнитель обязуется выполнить по заданию заказчика работу, указанную в п. 1.2 настоящего Государственного контракта, и сдать ее результат заказчику, заказчик обязуется принять результат работы, а плательщик оплатить его.
Согласно п. 1.2 Государственного контракта исполнитель обязуется выполнить следующие работы в соответствии с заданием на проектирование (приложение N 1): рабочий проект 9-ти этажного 2-х секционного жилого дома на 72 квартиры серии "Волга-В-9К" в мкр. Кряж г. Самара (без ГО и ЧС).
Для выполнения указанных работ заказчик обязуется предоставить задание на проектирование и необходимые исходные данные. Если заказчик не представляет своевременно исходные данные, срок окончания выполнения работ отодвигается на соответствующий период.
В соответствии с п. 1.4 Государственного контракта работа считается выполненной после подписания акта сдачи-приемки работы заказчиком.
Пунктом 2.2 Государственного контракта предусмотрено, что сумма настоящего государственного контракта составляет 1453914 руб. 58 коп., в том числе НДС (18%) - 221783 руб. 58 коп.
Указанная цена государственного контракта также согласована сторонами в протоколе соглашения о договорной цене на научно-техническую продукцию, который является приложением N 2 к государственному контракту N 54/Ч-07 от 28.03.2007г.
Размер авансового платежа, равный 30% от суммы Гос. контракта, составляет 436174 руб. 37 коп., в том числе НДС 18% - 66535 руб. 07 коп., оплачивается плательщиком. В случае выполнения работ отдельными этапами авансирование осуществляется поэтапно. В случае несвоевременного перечисления заказчиком предварительной оплаты срок окончания работ продлевается на время задержки указанного перечисления (п. 2.3 Государственного контракта).
Во исполнение государственного контракта ответчиком оплачен авансовый платеж в соответствии с п. 2.3 названного контракта в сумме 436174 руб. 37 коп., что подтверждается представленным истцом в материалы дела платежным поручением N 018 от 27.04.2007 г.
Пунктом 2.4 Государственного контракта предусмотрено, что при получении положительного согласования Службы ПС и МО ПУрВО и 1026 ЦГСЭН производится оплата в размере 40% от суммы договорной цены.
Окончательный расчет по государственному контракту в размере 30% от суммы гос. контракта производится после получения положительного экспертного заключения по проектно-сметной документации и утверждения ее в установленном порядке.
В соответствии с п. 3.4.1 плательщик обязан оплатить выполненные исполнителем работы в размере и в сроки, установленные контрактом.
В приложении N 3 к государственному контракту сторонами согласована смета N 54/07, в приложении N 4 содержится календарный план выполнения проектных и изыскательных работ, подписанный сторонами государственного контракта - ОАО "347 Военпроект" и 37 ОКС ПУрВО.
Согласно ст.763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно ст. 764 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту подрядчиком может выступать юридическое или физическое лицо. По государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации на размещение заказов на выполнение подрядных работ для нужд субъектов Российской Федерации бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
В соответствии со ст. 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Согласно ст. 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Применительно к положениям перечисленных норм указанный государственный контракт является договором подряда на выполнение проектных и изыскательных работ для государственных нужд, имеющий специфику, обусловленную особым порядком финансирования указанных работ, регламентированным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 мая 2006 года N 185 "О порядке финансового планирования и финансирования государственных капитальных вложений и капитального ремонта зданий и сооружений за счет средств федерального бюджета в Министерстве обороны Российской Федерации", которым утверждена Инструкция о порядке финансового планирования и финансирования государственных капитальных вложений и капитального ремонта зданий и сооружений за счет средств федерального бюджета в Министерстве обороны Российской Федерации, что не противоречит статье 421 ГК РФ.
Как видно из акта N 419 приемки проектной документации, являющийся приложением к указаниям о порядке расчетов между заказчиками и проектно-изыскательскими организациями, работы выполнены исполнителем надлежащим образом в полном объеме и в согласованный сторонами срок на сумму 1453914 руб. 58 коп. и приняты заказчиком.
Согласно п. 1 ст. 711 ГК РФ если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В соответствии со ст. 762 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ.
В материалы дела истцом представлены паспорт проекта 1-К/ЖД-29-ОПЗ, а также положительное экспертное заключение N 2173.00-07ФБ/1 Центра государственной вневедомственной экспертизы, из которого следует, что рабочий проект 9-ти этажного 2-х секционного жилого дома на 72 квартиры серии "Волга-В-9К" второй очереди жилой застройки микрорайона "Кряж" по Куйбышевскому шоссе г. Самара соответствует требованиям действующих нормативных документов, обязанность использования которых определена Федеральным законом "О техническом регулировании".
Таким образом, материалами дела подтверждается надлежащее выполнение исполнителем обязанности по проектированию 9-ти этажного 2-х секционного жилого дома на 72 квартиры серии "Волга-В-9К" и возникновение обязанности по окончательному расчету по государственному контракту у плательщика в соответствии с п. 2.5 названного договора, поскольку в соответствии с разделом 4 Государственного контракта подписан акт N 419 приемки проектной документации, по которому выполненные работ приняты заказчиком, а также имеется положительное экспертное заключение по данной проектной документации о соответствии ее требованиям действующих нормативных документов.
Ссылка ответчика в обоснование своих возражений на п.85 Приказ МО РФ N 185 от 11.05.2006 г. не признается судом в достаточной степени обосновывающей его возражения относительно не возникновения у него обязанности по оплате в связи с не предоставлением ему истцом документов на оплату.
Так в соответствии с данным пунктом оплата выполненных проектно-изыскательских работ осуществляется на основании акцептованных заказчиками-застройщиками счетов за выполненные работы проектных организаций с приложением актов приемки проектных работ. Акты приемки проектных работ подписываются заказчиком-застройщиком и проектной организацией.
Суд полагает, что указанный пункт Приказа Министра обороны Российской Федерации от 11 мая 2006 года N 185 "О порядке финансового планирования и финансирования государственных капитальных вложений и капитального ремонта зданий и сооружений за счет средств федерального бюджета в Министерстве обороны Российской Федерации", напротив, подтверждает обоснованность требований истца, поскольку подобный акт приемки проектных работ, подписанный заказчиком и проектной организацией, представлен в материалы дела, на момент его рассмотрение имеется у ответчика, и на основании его у плательщика по государственному контракту возникла обязанность по оплате выполненных работ.
При этом по смыслу названного приказа Министра обороны РФ N 185 ответчик - федеральное государственное учреждение "Управление Приволжско-Уральского военного округа" является финансово-экономическим органом, на которое данным Приказом возложена обязанность по финансированию заключенных в соответствии с законодательством государственных контрактов, в связи с чем федеральное государственное учреждение "Управление Приволжско-Уральского военного округа" является надлежащим ответчиком в рамках настоящего дела.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Учитывая изложенное, суд находит требования истца о взыскании 10147740 руб. 21 коп. правомерными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме в соответствии со ст. 309, 310, 711, 762 ГК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с чем, расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с Федерального государственного учреждения "Управление Приволжско-Уральского военного округа" в пользу открытого акционерного общества "347 Военпроект" 1017740 руб. 21 коп. основного долга.
3. Взыскать с Федерального государственного учреждения "Управление Приволжско-Уральского военного округа" в пользу открытого акционерного общества "347 Военпроект" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, денежные средства в сумме 16588 руб. 70 коп.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 ноября 2008 г. N А60-24693/2008-С4
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника