Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 ноября 2008 г. N А60-25578/2008-С10
Резолютивная часть решения объявлена 10 ноября 2008 года
Полный текст решения изготовлен 14 ноября 2008 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Серов ОАО "РЖД" к Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Свердловской области об оспаривании решения налогового органа N 11-09/60 от 01.07.2008 в части при участии в судебном заседании
от заявителя: А.Г. Бугай - главный врач, приказ N РДМОК-59 от 21.05.2008, предъявлен паспорт; А.В. Лысов - представитель, доверенность N 5 от 10.09.2008, предъявлен паспорт; Л.В. Пиядина - представитель, доверенность б/н от 30.06.2008, предъявлен паспорт
от заинтересованного лица: Н.А. Лопух - главный гос. налоговый инспектор, доверенность N 16-юр от 05.01.2008, предъявлено служебное удостоверение; Г.А. Шарова - гос. налог. инспектор, доверенность N 44-юр от 09.01.2008, предъявлено служебное удостоверение.
Объявлен состав суда, сторонам разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду не заявлено.
Заявителем заявлено ходатайство об уточнении предмета исковых требований. Просит суд признать недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Свердловской области N 11-09/60 от 01.07.2008 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания штрафных санкций в сумме 2653050 руб. 56 коп. Ходатайство изложено в письменном виде и приобщено к материалам дела.
Принимая во внимание положения ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство судом удовлетворено.
От заявителя поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов: заявления б/н от 10.11.2008, платежных поручений согласно перечню, содержащемуся в реестре платежных поручений об уплате обязательных платежей заявителя с апреля по октябрь 2008 года; копии устава, справки N 3212 по состоянию на 31.10.2008; письма N 14/33605 от 08.09.2008, уведомления N 15647 от 22.08.2008, акта N 173 от 22.08.08.
Ходатайство судом удовлетворено.
От заинтересованного лица поступило ходатайство о приобщении к материалам дела копии протокола рассмотрения возражений от 20.06.2008.
Ходатайство судом удовлетворено.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.
С учетом уточнения заявленных требований, Негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая больница на станции Серов ОАО "РЖД" просит суд признать недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Свердловской области N 11-09/60 от 01.07.2008 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания штрафных санкций в сумме 2653050,56 руб.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то обстоятельство, что налоговым органом при вынесении решения не были учтены смягчающие вину обстоятельства, в связи с чем, просят суд рассмотреть вопрос о снижении начисленных по оспариваемому решению штрафных санкций. В части правомерности начисления налогов и пеней, решение не оспаривают и признают.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями несогласно по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд установил:
В период с 30.01.2008 по 28.03.2008 Межрайонная инспекция ФНС России N 4 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) на основании решения начальника Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Свердловской области А.Г. Лыжина от 30.01.2008 N 11-09/8 проведена выездная налоговая проверка Негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Серов ОАО "РЖД" (далее - заявитель, налогоплательщик, учреждение, больница) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налога на прибыль; единого социального налога; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; налога на имущество; земельного налога; транспортного налога за период с 01.01.2004 по 31.12.2006; платы за пользование водными объектами за период с 01.01.2005 по 31.12.2006; налога на добавленную стоимость; единого налога на вмененный доход за период с 01.01.2005 по 30.09.2007; налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2005 по 30.01.2008.
Результаты проверки оформлены актом выездной налоговой проверки от 28.05.2008 N 11-09/54.
Негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая больница на станции Серов ОАО "РЖД" представило в налоговый орган возражения на указанный акт проверки, в которых больница выразила свое несогласие с указанным актом.
20 июня 2008 года заместителем начальника Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Свердловской области О.В. Коньшиной в присутствии представителя налогоплательщика рассмотрены акт выездной налоговой проверки и возражения к акту (протокол рассмотрения возражений б/н от 20.06.2008) и принято решение о привлечении Негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Серов ОАО "РЖД" к ответственности за совершение налогового правонарушения N 11-09/60 от 01.07.2008.
Названным решением Негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая больница на станции Серов ОАО "РЖД" было привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добавленную стоимость за 2005-2006 годы - в сумме 6184 руб., неполную уплату налога на прибыль за 2006 год в сумме 14719 руб., неполную уплату единого социального налога за 2005 год в сумме 635,20 руб. и по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом за 2005-2007 годы в общей сумме 2872698,77 руб.
Также указанным решением обществу было предложено уплатить недоимку по: налогу на добавленную стоимость в сумме 30921 руб., налогу на прибыль, уплачиваемому в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 53662 руб., налогу на прибыль, уплачиваемому в бюджет Российской Федерации в сумме 19931 руб., налогу на доходы физических лиц в сумме 11579047,37 руб., единому социальному налогу, уплачиваемому в федеральный бюджет в сумме 1769355,39 руб. и в доход фонда социального страхования в сумме 3176 руб., а также пени, начисленные за неуплату указанных налогов по состоянию на 28.05.2008 в общей сумме 3601996,52 руб.
Не согласившись с данным решением налогового органа в части привлечения к налоговой ответственности в общей сумме 2653050 руб. 56 коп., Негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая больница на станции Серов ОАО "РЖД" обратилось с настоящим требованием в суд.
В обосновании заявленных требований о признании недействительным оспариваемого решения налогового органа в части привлечения к налоговой ответственности в виде штрафных санкций в общей сумме 2653050 руб. 56 коп., заявитель ссылается на непринятие налоговым органом смягчающих вину обстоятельств.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения сторон, суд полагает, что требования заявителя следует удовлетворить, исходя из следующего.
На основании ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
В соответствии со ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Как следует из материалов дела, основанием для начисления Негосударственному учреждению здравоохранения "Узловая больница на станции Серов ОАО "РЖД" штрафных санкций по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в общей сумме 2894236,97 руб. послужила неполная уплата учреждением в проверяемом периоде налога на добавленную стоимость в сумме 30921 руб., налога на прибыль, уплачиваемого в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 53662 руб., налога на прибыль, уплачиваемого в бюджет Российской Федерации в сумме 19931 руб., единого социального налога, уплачиваемого в доход фонда социального страхования в сумме 3176 руб.
Основанием для начисления учреждению штрафа по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации послужило неправомерное неперечисление заявителем налога на доходы физических лиц в сумме 14363493,87 руб.
Факт совершения правонарушений, выразившихся в неполной уплате налога на добавленную стоимость в общей сумме 30921 руб., неполной уплате налога на прибыль в общей сумме 73593 руб., неполной уплате единого социального налога в сумме 3176 руб., неправомерном неперечислении сумм налога на доходы физических лиц налогоплательщиком в размере 14363493,87 руб., и правомерность привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст.122 и п.1 ст. 123 Налогового кодекса РФ, основания и правомерность доначисления инспекцией налогов, пеней и штрафов заявителем не оспаривается и признается.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации N 11-П от 15.07.1999 санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности ответственности характеру допущенного нарушения в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя.
Согласно п. 4 ст. 112 Налогового кодекса РФ при применении налоговых санкций за налоговые правонарушения суд или налоговый орган, рассматривающий дело, устанавливает обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность налогоплательщика за совершение таких правонарушений, и учитывает эти обстоятельства в порядке, установленном ст. 114 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ установлено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса РФ.
В силу п.п. 4 п. 5 ст.101 Налогового кодекса РФ в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового орган выявляет обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
В нарушение приведенных норм права, вопрос о наличии смягчающих ответственность обстоятельств налоговым органом в ходе проверки не исследован, в оспариваемом решении не отражен.
Поскольку из оспариваемого решения Межрайонной Инспекции ФНС России по N 4 по Свердловской области N 11-09/60 от 01.07.2008 не усматривается, что при определении подлежащих начислению штрафных санкций налоговым органом были исследованы обстоятельства, смягчающие или отягчающие вину налогоплательщика, то данный вопрос исследуется судом.
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, приведен в ст. 112 Налогового кодекса РФ, однако, он не является исчерпывающим. В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 112 Налогового кодекса РФ суды имеют право признавать смягчающими ответственность налогоплательщика неограниченный круг обстоятельств.
В силу статей 112 и 114 Налогового кодекса РФ, статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ мера ответственности за совершение конкретного правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению, суду предоставлено право оценки представленных сторонами доказательств и признания того или иного обстоятельства определяющим ответственность лица.
При рассмотрении дел по налоговым обязательствам и применения мер налоговой ответственности, суд в соответствии со ст. 112 Налогового кодекса РФ вправе признать иные, кроме перечисленных в данной статье, обстоятельства, которые могут быть признаны смягчающими ответственность, и снизить размер определенного налоговым органом штрафа. Применяя штрафные санкции как меру ответственности за виновное правонарушение, следует исходить из ее дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Примененные штрафные санкции должны быть сопоставимы с размерами налоговых обязательств и не должны существенным образом затрагивалось право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
В качестве смягчающих обстоятельств судом проанализированы и учтены в качестве таковых следующие: - правовой статус заявителя как негосударственного учреждения здравоохранения, его социальная значимость (основной вид деятельности Негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Серов ОАО "РЖД" - оказание медицинских услуг населению); - совершение нарушения впервые (доказательств обратного в материалах дела не имеется); - отсутствие значительного ущерба экономическим основам государства; - принятие заявителем мер по самостоятельному погашению задолженности в добровольном порядке, принимая во внимание, явную несоразмерность штрафных санкций фактическим обстоятельствам совершенного правонарушения (неуплата налогов явилась следствием противоправных действий бывшего руководителя учреждения, в отношении которого возбуждено уголовное дело). При этом судом принимаются во внимание конституционные принципы соразмерности, справедливости и индивидуализации наказания.
Доказательств, свидетельствующих о том, что действия налогоплательщика были направлены на получение необоснованной налоговой выгоды в виде неуплаты налогов в бюджет, материалы дела не содержат и инспекцией в порядке ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено
Учитывая изложенное, суд считает необходимым применить положения ст.ст. 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации и снизить размер штрафных санкций, наложенных на заявителя оспариваемым решением N 11-09/60 от 01.07.2008, в двенадцать раз - до 241186,41 руб. (в пределах заявленных требований).
При таких обстоятельства, требования заявителя о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Свердловской области N 11-09/60 от 01.07.2008 в части взыскания штрафных санкций в сумме 2653050,56 руб. (2894236,97 руб. - 241186,41 руб.) подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 2000 руб., уплаченная заявителем при подаче искового заявления в суд, подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 176, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Требования заявителя удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Свердловской области N 11-09/60 от 01.07.2008 в части взыскания штрафных санкций в сумме 2653050,56 руб.
Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Свердловской области в пользу Негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Серов ОАО "РЖД" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб., уплаченную по платежному поручению N 979 от 11.07.2008. Исполнение судебного акта в части взыскания государственной пошлины произвести в порядке, предусмотренном ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 1 ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанции можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 ноября 2008 г. N А60-25578/2008-С10
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника