Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 19 ноября 2008 г. N А60-20079/2008-С8
Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2008 года
Полный текст решения изготовлен 19 ноября 2008 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел дело N А60-20079/2008-С 8 по заявлению открытого акционерного общества "Ирбитский химико-фармацевтический завод" (далее - ОАО "Ирбитский химфармзавод") к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Свердловской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 8 по Свердловской области) о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Д.А.Гаев, представитель, доверенность от 23.11.2007 N 109, паспорт; Г.М. Ваганова, гл. бух. по доверенности от 12.11.2008 N 16-2008, паспорт.
от заинтересованного лица - С.И. Кострицкий, специалист-эксперт, доверенность от 06.10.2008 N 09/19166, удостоверение; Ю.Е. Тильк, специалист, доверенность от 14.11.2008 N 09-14-42195, удостоверение.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и процессуальные обязанности. Отводов суду не заявлено. Заявил письменное ходатайство об уточнении (уменьшении размера) требований, которое судом удовлетворено на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Иных заявлений и ходатайств не поступало.
Заявитель с учетом заявленного ходатайства просит признать недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Свердловской области от 30.07.2008 N 02-45/241 об отказе в привлечении к налоговой ответственности в части доначисления ОАО "Ирбитский химико-фармацевтический завод" единого социального налога в размере 5945 руб. 90 коп. и соответствующих пени, считая, что налоговым органом при вынесении оспариваемого решения не учтен факт уплаты обществом страховых взносов в сумме 5945,9 руб., перечисленные по платежным поручениям N N 1481, 1482,1483 от 10.05.2007.
Заинтересованное лицо представило отзыв, требования не признало, ссылаясь на представленные 02.06.2008 ГУ УПФР в г.Ирбите и Ирбитском районе сведения о суммах начисленных и уплаченных заявителем страховых взносов в ПФР.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд установил:
ОАО "Ирбитский химико-фармацевтический завод" 12.03.2008 в инспекцию представлена налоговая декларация по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящим выплаты физическим лицам, за 2007.
Налоговым органом проведена камеральная проверка представленной декларации, материалы проверки оформлены актом от 11.06.2008.
По результатам проверки заинтересованным лицом вынесено решение от 30.07.2008 N 02-45/241 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислен единый социальный налог в сумме 9205338 руб. 79 коп. и пени в размере 799917 руб. 13 коп.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужили выводы налогового органа о применении обществом при исчислении единого социального налога за 2007 завышенной суммы налогового вычета на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за тот же период в размере 9205338 руб. 79 коп. вследствие неуплаты страховых взносов в указанном размере в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Заявитель, уточнив свои требования, считает, что налоговым органом при вынесении оспариваемого решения неверно определена сумма уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку не учтены суммы страховых взносов, перечисленные обществом платежными поручениями NN 1481,1482,1483 от 10.05.2008 на общую сумму 5945,9 рублей. В обоснование своих требований заявитель представил суду Акт сверки между ГУ УПФР в г.Ирбите и Ирбитском районе и ОАО "Ирбитский химфармзавод" от 30.07.2008.
Таким образом, заявитель оспаривает решение налоговой инспекции N 02-45/241 только в части доначисления единого социального налога в сумме 5945,9 руб. и соответствующих пени, при этом факт наличия на дату принятия налоговым органом оспариваемого решения от 30.07.2008 N 02-45/241 у общества задолженности по единому социальному налогу не отрицает (за минусом оспариваемой суммы). В судебном заседании заявитель пояснил, что им не оспаривается процедура вынесения заинтересованным лицом оспариваемого решения.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению на основании следующего.
Налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год; отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с п. 2 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Согласно п. 3 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов РФ.
Кроме того, суд обращает внимание на тот факт, что согласно определения Конституционного Суда РФ от 08.11.2005 N 440-О следует, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и единый социальный налог имеют разное предназначение и различную социально-правовую природу.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2004 N 28-О и Постановлении от 23.12.2004, с введением системы обязательного пенсионного страхования взимаемые на эти цели страховые взносы приобрели иную социально-правовую природу; они уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете; предназначение же единого социального налога - в том числе формирование финансовой основы социального страхования, его сумма исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет и в определенных законом частях в каждый внебюджетный фонд.
Конституционный Суд РФ в Определении от 08.11.2005 N 440-О указал, что федеральный законодатель, связав исчисление и уплату единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в единый процесс и возложив контроль за правильностью их исчисления и уплаты на налоговые органы, с учетом предназначения данного налога, взаимозависимости сумм обоих платежей и в целях обеспечения их уплаты, а также исходя из того, что обязанность по уплате страховых взносов признается исполненной при зачислении их суммы на счет соответствующего органа Пенсионного фонда РФ (абзац шестой пункта 2 статьи 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), определил разницу между примененным налоговым вычетом, равным сумме начисленных страховых взносов, и фактически уплаченными страховыми взносам как занижение суммы единого социального налога.
Как следует из оспариваемого решения, ОАО "Ирбитский химико-фармацевтический завод" сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшена на сумму начисленных за 2007 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 9205338 руб. 79 коп.
Проверкой установлено, что сумма начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за указанный период на момент проведения проверки предприятием уплачена только в размере 3003175 руб. В обоснование данного вывода налоговый орган ссылается на данные, представленные по запросу заинтересованного лица ГУ УПФР в г. Ирбите и Ирбитском районе, о суммах начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007 ОАО "Ирбитский химико-фармацевтический завод" по состоянию на 26.05.2008 (письмо от 02.06.2008 N 05-25/7371). Согласно указанному письму ГУ УПФР в г. Ирбите и Ирбитском районе сумма начисленных заявителем страховых взносов за 2007 год составила 13601239 руб., а сумма уплаченных взносов- 3003175 руб.
После составления акта камеральной проверки от 11.06.2008 N 02-45/155 и до вынесения решения от 30.07.2008 N 02-45/241, заявителем уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2007 в сумме 1392726 руб. 21 коп., о чем свидетельствуют платежные поручения, представленные в материалах дела. Данные платежи учтены налоговой инспекцией при вынесении решения, что заявителем не отрицается.
Налоговый орган своим решением от 30.07.2008 установил превышение исчисленных обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007 и заявленных в качестве вычета над фактически уплаченными страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование за указанный период в сумме 9205338 руб. 79 коп., что, по его мнению, повлекло занижение единого социального налога в связи с применением налогового вычета при исчислении единого социального налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, в сумме начисленных, но не уплаченных страховых взносов.
Принимая во внимание, что заявителем представлены суду документы, подтверждающие, что налоговая инспекция при определении суммы уплаченных обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007 год не учтены три платежа в общей сумме 5945,9 руб. (пл. поручения N N 1481,1482,1483 от 10.05.2008), и данный факт подтверждается актом сверки от 30.07.2008 между обществом ГУ ПФР в г. Ирбите и Ирбитском районе, суд считает, что налоговый орган необоснованно доначислил ОАО "Ирбитский химфармзавод" ЕСН за 2007 год в сумме 5945 руб.90 коп. и соответствующие пени.
На основании изложенного суд считает, что требования заявителя о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления ОАО "Ирбитский химико-фармацевтический завод" единого социального налога за 2007 в сумме 5945,9 руб. подлежат удовлетворению.
Пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации установлен срок для уплаты ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу.
В силу п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный законом срок суммы налога.
При неуплате разницы между суммой начисленного налога и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей считается, что налогоплательщик не исполняет обязанность по уплате указанной разницы в срок. Поскольку уплата ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу производится не позднее 15-го числа следующего месяца, то и пени в отношении налогоплательщика, не уплатившего указанную выше разницу не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, должны начисляться с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть уплачены авансовые платежи.
Учитывая, что заявителем нарушен срок уплаты единого социального налога за 2007, налоговый орган на основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, начислил обществу пени в сумме 799917 руб. 13 коп. за несвоевременную уплату налога в сумме 9205338 руб.79 коп.
Принимая во внимание, что налоговый орган необоснованно начислил заявителю пени на задолженность по ЕСН в сумме 5945 руб. 90 коп., суд считает, что требования заявителя в этой части подлежат удовлетворению.
На основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с налоговой инспекции взыскивается в пользу заявителя государственная пошлина в размере 2000 рублей, уплаченная платежным поручением от 01.09.2008 N 2067.
Согласно статье 97 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры, принятые определением суда от 08.09.2008, подлежат отмене после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Руководствуясь ст. 97, 110, 167-170, 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 Свердловской области от 30.07.2008 N 02-45/241 в части доначисления ОАО "Ирбитский химико-фармацевтический завод" единого социального налога за 2007 в сумме 5945 руб.90 коп. и соответствующих пеней как не соответствующее ст. 243 Налогового кодекса РФ. Обязать Межрайонную ИФНС России N 8 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонной ИФНС России N 8 по Свердловской области в пользу ОАО "Ирбитский химико-фармацевтический завод" 2000 рублей 00 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда от 08 сентября 2008, отменить после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
6. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 ноября 2008 г. N А60-20079/2008-С8
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника