Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 ноября 2008 г. N А60-21672/2008-С9
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 мая 2009 г. N Ф09-2926/09-С1 настоящее решение оставлено без изменения
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 сентября 2009 г. N 11293/09 отказано в передаче настоящего решения в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2008 года
Полный текст решения изготовлен 26 ноября 2008 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел 12.11.2008-19.11.2008 дело по заявлению Управления государственной инспекции безопасности движения Главного управления внутренних дел по Свердловской области (далее - управление) к Екатеринбургскому комитету по управлению городским имуществом (далее - комитет) о признании недействительным решения.
Треть лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Рекламные технологии" (далее - общество, ООО "Рекламные технологии").
В судебном заседании 12.11.2008 приняли участие представители: управления - А.Е.Русинов (доверенность от 09.07.2008 N 22/6173); комитета - Р.В. Купреенков (доверенность от 29.08.2008 N 128).
Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом: почтовое уведомление N 41735 от 28.10.2008, телефонограмма от 14.11.2008.
Управление заявило ходатайство о приобщении к материалам дела сведений об аварийности в районе ул. Луганская, 23 за 2007 - 2008 годы. Комитет заявил ходатайство о приобщении к материалам дела письма ООО "Рекламные технологии" на имя начальника управления с предложением о переносе дорожного знака вместе переноса рекламной конструкции.
Ходатайства судом удовлетворены, указанные документы приобщены к материалам дела. Других заявлений, ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным выданного комитетом разрешения от 17.03.2008 N М-501140, регистрационный N 3824 на установку рекламной конструкции.
Мотивируя заявленное требование, управление сослалось на то, что оспариваемое разрешение не соответствует требованиям статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" и государственного стандарта ГОСТ Р 52044-03.
Комитет представил отзыв, требование не признал, ссылаясь на то, что размещение рекламной конструкции было согласовано с управлением 05.10.2005, то есть после введения в действие ГОСТа Р 52044-03. Требования указанного ГОСТа не нарушены. Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации_" отличает пересечение дорог от примыкания. ГОСТ Р 52044-03 запрещает установки рекламных конструкций ближе 50 м от пресечения дорог, а в данном случае имеет место примыкание второстепенной дороги к главной. Расстояние до дорожного знака было более 100 м, знак переносился в январе 2006 года. Общество направило управлению письмо об урегулировании спора путем переноса дорожного знака "Уступите дорогу", но до настоящего времени ответа не получило.
Общество поддержало доводы комитета.
Управление доводы комитета отклонило со ссылкой на то, что в Правилах дорожного движения есть определение перекрестка. Согласование 05.10.2005 было дано неуполномоченным лицом - заместителем начальника управления, тогда как в соответствии с Приказом МВД от 08.06.1999 N 410 такое согласование производится только руководителем управления. Кроме того, управление пояснило, что место установки спорной рекламной конструкции является очагом аварийности. Урегулирование спора путем переноса дорожного знака управление не считает возможным, поскольку и в этом случае сохраняются нарушения других требований ГОСТа.
В судебном заседании 12.11.2008 объявлялся перерыв до 19.11.2008. Об объявлении перерыва третье лицо было извещено телефонограммой от 14.11.2008. После перерыва судебное заседание было продолжено.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд установил:
Комитетом обществу с ограниченной ответственностью "Рекламные технологии" выдано разрешение от 17.03.2008 N М-501140 (регистрационный N 3824) на установку рекламной конструкции (щитовой с подсветкой, размером 15х5 метров, количество сторон - 2, общей площадью 150 кв.м) на газоне по ул. Луганской, 23 в г. Екатеринбурге со сроком действия с 01.04.2008 по 31.03.2013.
Считая данное разрешение незаконным, управление обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд считает, что требование управления следует удовлетворить полностью по следующим основаниям.
Пунктом 4 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) предусмотрено, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В случае обнаружения несоответствия рекламной конструкции или ее территориального размещения требованиям технического регламента разрешение на установку рекламной конструкции может быть признано недействительным (пункт 20 статьи 19 Закона о рекламе).
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) технический регламент - это документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Соответствующий технический регламент до настоящего времени не разработан.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона о техническом регулировании впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.
Государственный стандарт ГОСТ Р-52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", введенный в действие с 01.09.2005, направлен, в том числе на защиту жизни и здоровья граждан.
При таких обстоятельствах наружная реклама и установка рекламных конструкций на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений должны соответствовать требованиям государственного стандарта ГОСТ Р-52044-2003.
Согласно пунктам 6.1 и 6.6 ГОСТа Р 52044-2003 не допускается размещение средств наружной рекламы на аварийно-опасных участках дорог и улиц; на расстоянии менее 50 метров от пересечения автомобильных дорог; на расстоянии менее 100 метров до дорожных знаков и светофоров при площади рекламного объявления свыше 18 кв.м.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 госавтоинспекция обеспечивает соблюдение организациями, должностными лицами и гражданами законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
В соответствии с подпунктом "щ" пункта 12 Положения о Госавтоинспекции, утвержденного названным Указом Президента РФ (в редакции Указа от 23.04.2007 N 533), госавтоинспекция имеет право обращаться в суд с иском о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта
В порядке реализации вышеуказанных полномочий управлением проведена проверка эксплуатационного состояния автомобильных дорог (улиц), в том числе, в месте расположения спорной рекламной конструкции по ул. Луганская, 23 в г. Екатеринбурге. По результатам проверки управлением составлен акт от 19.06.2008.
В ходе проверки управлением установлено, что по указанному адресу установлена щитовая рекламная конструкция размером 5 х 15 м, которая не соответствует требованиям ГОСТа Р 52044-2003, а именно: расстояние до пешеходного перехода, пересечения автомобильных дорог или выезда с прилегающей территории составляет 20 м, при норме не менее 50 м.; расстояние до дорожных знаков и светофоров при площади рекламного объявления свыше 18 кв.м составляет 6,5 м при норме не менее 100 м.
Факт несоответствия размещения спорной рекламной конструкции требованиям ГОСТа Р 52044-2003 подтверждается материалами дела.
Кроме того, на указанном перекрестке имеет место значительное количество дорожно-транспортных происшествий, что подтверждается сведениями об аварийности в районе ул. Луганская, 23 за 2007-2008 годы, которые представлены управлением.
Таким образом, суд считает, что размещение спорной рекламной конструкции не отвечает требованиям ГОСТа Р 52044-2003.
При таких обстоятельствах суд полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению.
Довод комитета о том, что ГОСТ Р 52044-03 запрещает установки рекламных конструкций ближе 50 м от пресечения дорог, а в данном случае имеет место примыкание второстепенной дороги к главной, судом отклоняется, поскольку по смыслу Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, примыкание является частным случаем (разновидностью) пересечения автомобильных дорог.
Довод управления о ненадлежащем согласовании размещения наружной рекламы с органом ГИБДД судом также отклоняется.
Согласно ст. 19 Закона о рекламе выдача разрешений на установку рекламной конструкции на территории города производится при наличии согласования, в частности, с органами государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Из материалов дела следует, что оспариваемое разрешение выдано на основании заявки от 02.12.2005 N 5-31588. Из листа согласования к заявке следует, что размещение спорной рекламой конструкции было согласовано заместителем начальника управления майором милиции К.А.Клименко.
В соответствии Наставлением по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденного приказом МВД России от 08.06.1999 N 410, согласование разрешений на распространение наружной рекламы в полосе отвода и придорожной полосе автомобильных дорог, а также в населенных пунктах проводится руководителями управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, отделов (отделений) ГИБДД управлений (отделов) внутренних дел на режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях либо руководителями отделов (отделений) ГИБДД управлений (отделов) внутренних дел районов, городов, районов в городах или иных муниципальных образований по поручению руководителей управлений (отделов, отделений) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
Из анализа указанной нормы права не следует, что согласование разрешений на распространение наружной рекламы в населенном пункте может быть проведено исключительно руководителем управления ГИБДД по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Таким образом, суд не усматривает оснований полагать, что согласование 05.10.2005 дано неуполномоченным лицом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленное требование удовлетворить полностью.
2. Признать недействительным разрешение Екатеринбургского Комитета по управлению городским имуществом от 17.03.2008 N М-501140 (регистрационный номер 3824) на установку рекламной конструкции, выданное ООО "Рекламные технологии".
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу в Федеральный арбитражный суд Уральского округа.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 ноября 2008 г. N А60-21672/2008-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 мая 2009 г. N Ф09-2926/09-С1 настоящее решение оставлено без изменения