Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 12 декабря 2008 г. N А60-27024/2008-С10
Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2008 г.
Полный текст решения изготовлен 12 декабря 2008 г.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению Закрытого акционерного общества "Облагропромпроект" к Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга и Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга об обязании налогового органа произвести зачёт излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
при участии в судебном заседании:
от заявителя: В.А. Бардулина - главный бухгалтер, доверенность от 10.11.2008, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица: Г.Л. Партина - главный гос. налог. инспектор, доверенность N 05-14/29879, предъявлено служебное удостоверение.
Представители третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, заявили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Ходатайство судом удовлетворено.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей третьего лица.
Рассмотрение дела, назначенное на 24.11.2008, было отложено на 11.12.2008 в связи с неявкой третьего лица, сведений о надлежащем извещении которого, в материалах дела не имелось.
Объявлен состав суда, сторонам разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду не заявлено.
Заявителем заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов: копий Устава от 29.06.2005; свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 66 N 003006390 от 16.08.2002; свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 66 N 003006438 от 20.08.2002; свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе серии 66 N 002687013 от 04.09.2002; копии протокола заседания Совета директоров ЗАО "Институт Облагропромпроект" от 22.01.2008. Ходатайство судом удовлетворено.
От заявителя поступило ходатайство об уточнении предмета заявленных требований. Ходатайство от 09.12.2008 изложено в письменном виде и приобщено к материалам дела.
Принимая во внимание положения ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство судом удовлетворено.
Иных заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле не поступило.
С учётом уточнения заявленных требований заявитель просит признать незаконными отказ Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга, произвести зачёт платежа на уплату страхового взноса на выплату страховой части трудовой пенсии, перечисленного по платёжному поручению N 208 от 08.08.2008 на сумму 63264,91 руб. с КБК 18210202030061000160 на КБК 18210202010061000160.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно, по основаниям, изложенным в отзыве. В обоснование своей позиции заинтересованное лицо ссылается на то, что страховые взносы не отвечают понятию налога (сбора), вследствие чего, у налоговых органов отсутствуют полномочия по возврату (зачету) из дохода Пенсионного фонда Российской Федерации излишне уплаченных платежей - страховых взносов.
Третье лицо представило отзыв, согласно которому поддерживает требования заявителя.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:
Письмом от 12.08.2008 заявитель обратился в Инспекцию ФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга с заявлениями о зачёте страховых взносов в общей сумме 63264,91 руб., уплаченных по платёжному поручению N 208 от 08.08.2008, ввиду ошибочного перечисления указанных сумм не на тот код бюджетной классификации на страховые взносы, уплачиваемые в виде фиксированного платежа (вместо КБК 18210202030061000160 следовало указать КБК 18210202010061000160).
Письмом N 10-33/30691 от 20.08.2008 налоговая инспекция отказала заявителю в зачёте (возврате) денежных средств, указав на невозможность зачёта страховых взносов, ввиду того, что порядок зачета (возврата) сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов в виде фиксированного платежа не регулируется положениями статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с отказом налогового органа в зачёте излишне уплаченных страховых взносов, заявитель обратился с настоящим требованием в арбитражный суд.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусматривает, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено данным Кодексом (пункт 9).
Из содержания положений указанной статьи в их взаимосвязи следует, что данная норма позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.
Закрытое акционерное общество "Облагропромпроект" зарегистрировано в Пенсионном фонде России в качестве страхователя - лица, производящего выплаты в пользу работающих у него физических лиц в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закон N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Согласно материалам дела Закрытое акционерное общество "Облагропромпроект", являясь в силу статьи 6 Закона N 167-ФЗ страхователем, уплатило страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 63264,91 руб., ошибочно указав в платежном поручении от 08.08.2008 N 208 код бюджетной классификации 18210202030061000160, предусмотренный для уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа на выплату страховой части трудовой пенсии.
Как следует из представленной в материалы дела выписки из лицевого счета Закрытого акционерного общества "Облагропромпроект" от 11.11.2008 и реестра поступления платежей страхователя за период с 01.01.2008 по 05.11.2008 за заявителем числится переплата по страховым взносам в сумме 63264,91 руб. в виде фиксированного платежа.
Факт наличия указанной переплаты по страховым взносам заинтересованным лицом не оспаривается.
С заявлением о зачёте излишне уплаченных платежей в сумме 63264,91 руб. (уплаченным по платёжному поручению N 208 от 08.08.2008), заявитель обратился в налоговый орган 12.08.2008. Таким образом, трёхгодичный срок давности, установленный п. 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации для обращения налогоплательщика в налоговый орган с заявлением о возврате платежей, заявителем не пропущен, что заинтересованным лицом также не оспаривается.
В соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Однако указанная норма не относится к предмету рассматриваемых правоотношений. Из платежных документов видно, кто является плательщиком и назначение платежа. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются также законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Поскольку Закон N 167-ФЗ не регламентирует порядок зачета (возврата) сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям применяются положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в указанной статье, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды, а органы государственных внебюджетных фондов пользуются при этом правами и несут обязанности, предусмотренные главой 12 Кодекса для налоговых органов.
В соответствии с пунктами 7 и 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым сумма излишне уплаченного налога подлежит зачёту (возврату) налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Статьей 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов.
Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.2007 N 103н) (далее - Порядок учета), пунктом 4 которого предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляются органами федерального казначейства на основании поручений (сообщений) администраторов поступлений в бюджет на возврат поступлений плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы; уведомлений налоговых органов об уточнении вида и принадлежности платежа, решениях о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов и сборов.
Согласно пункту 17 Порядка учета возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение) поступлений плательщикам в срок не более трех рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты. В соответствии с пунктом 44 названного Порядка учета, взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
При казначейском исполнении бюджета Пенсионного фонда страховые взносы учитываются на соответствующих кодах бюджетной классификации, администратором поступления которых в соответствии с Приказом Минфина России от 24.08.2007 N 74н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" является Федеральная налоговая служба.
Согласно Приказу Федеральной налоговой службы от 04.04.2007 N ММ-3-11/193 "О закреплении полномочий администратора доходов бюджетов бюджетной системы РФ по главе 182 "Федеральная налоговая служба" за территориальными органами Федеральной налоговой службы" за территориальными органами ФНС России, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, закреплены полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, а также по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
Зачёт (возврат) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных поручений и распоряжений вновь утвержденных администраторов поступлений в бюджет о возврате денежных средств плательщику.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" Федеральная налоговая служба является главным администратором доходов Пенсионного фонда Российской Федерации по указанным платежам.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что администратор доходов бюджета осуществляет такие полномочия, как контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Кроме того, согласно пункту 2.1 Соглашения по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации от 02.12.2003 N БГ-16-05/189/МЗ-08-32/2-С, налоговые органы должны представлять в органы ПФР копии электронных расчетных документов и исполненных органами Федерального казначейства заключений налоговых органов на зачет (возврат) по форме, установленной МНС России, в части платежей, относящихся к Пенсионному фонду России.
Также в совместном письме Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 28.07.2005 N 02-14-10а/2275, 42-7.1/5.2-207 изложен порядок заполнения платежного поручения на возврат (возмещение) плательщику излишне уплаченных (взысканных) сумм поступлений из бюджетной системы Российской Федерации, предусматривающий заполнение данного платежного документа администратором поступлений в бюджетную систему, которым по страховым взносам является Федеральная налоговая служба.
Учитывая изложенное, довод налогового органа об отсутствии у него полномочий по проведению зачёта (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов является необоснованным.
Аналогичный вывод также следует из письма Минфина России от 12.05.2008 N 03-02-07/2-87.
Таким образом, поскольку администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, зачет (возврат) излишне (ошибочно) уплаченных в бюджет денежных средств должен быть осуществлен налоговым органом в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, подтверждено материалами дела и налоговым органом не оспаривается, что заявитель, являясь юридическим лицом, перечислил страховые взносы в сумме 63264,91 руб. на КБК 18210202030061000160, относящийся к страховым взносам в бюджет Пенсионного фонда на финансирование страховой части трудовой пенсии, уплачиваемым в виде фиксированного платежа индивидуальными предпринимателями (а также приравненными к ним лицами) и адвокатами, вместо КБК 18210202010061000160 - страховые взносы направленные на выплату страховой части трудовой пенсии. Следовательно, данные суммы являются излишне уплаченными.
На основании изложенного, истребуемые заявителем суммы излишне уплаченных страховых взносов подлежат, согласно Приказу Минфина России от 16.12.2004 N 116н, зачёту Закрытому акционерному обществу "Облагропромпроект" Управлением Федерального казначейства по распоряжению администратора поступлений в бюджет - Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга в порядке ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа заявителю в зачете (возврате) излишне уплаченных сумм страховых взносов.
Доводы заинтересованного лица относительно того, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, и поэтому не подлежит применению статья 78 Кодекса, следует отклонить, как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании закона, так как статья 2 Закона N 167-ФЗ предусматривает возможность регулирования правоотношений, связанных с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче исковых заявлений неимущественного характера государственная пошлина уплачивается в фиксированном размере - 2000 руб.
Поскольку заявленные требования удовлетворены полностью, расходы заявителя по уплате госпошлины в сумме 2000 руб. подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя. Государственная пошлина в сумме 397,95 руб., уплаченная по платёжному поручению N 231 от 23.09.2008, подлежит возврату заявителю, как излишне уплаченная.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Требования заявителя удовлетворить.
Признать незаконным отказ Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга, произвести зачёт платежа на уплату страхового взноса на выплату страховой части трудовой пенсии, перечисленного по платёжному поручению N 208 от 08.08.2008 на сумму 63264,91 руб. с КБК 18210202030061000160 на КБК 18210202010061000160.
Обязать Инспекцию ФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путём осуществления зачета Закрытому акционерному обществу "Облагропромпроект" из соответствующего внебюджетного фонда излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 63264,91 руб. с КБК 18210202030061000160 на КБК 18210202010061000160, в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Взыскать Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга в пользу Закрытого акционерного общества "Облагропромпроект" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб., уплаченную по платёжному поручению N 231 от 23.09.2008.
Возвратить Закрытому акционерному обществу "Облагропромпроект" государственную пошлину, излишне уплаченную по платёжному поручению N 231 от 23.09.2008 в сумме 397,95 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 1 ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанции можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 декабря 2008 г. N А60-27024/2008-С10
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника