Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 декабря 2008 г. N А60-28335/2008-С10
Резолютивная часть решения объявлена 8 декабря 2008 г.
Полный текст решения изготовлен 11 декабря 2008 г.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФАКЕЛ" к Инспекции ФНС России по г. Новоуральску Свердловской области
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области
об обжаловании бездействия налогового органа, выразившегося в отказе в зачёте сумм страховых взносов
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Н.М. Малютина - индивидуальный предприниматель, свидетельство о гос. регистрации серии 66 N 00413828, предъявлен паспорт.
от заинтересованного лица: А.М. Лисицина - представитель, доверенность 09/24049 от 19.11.2008, предъявлен паспорт.
от третьего лица: Е.Н. Фесенко - старший специалист, доверенность N 7 от 10.01.2008, предъявлено служебное удостоверение.
Объявлен состав суда, сторонам разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду не заявлено.
От заявителя поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов согласно перечню от 03.12.2008 в количестве 14 штук на 16 листах. Ходатайство судом удовлетворено.
От заинтересованного лица поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов: копии доверенности N 09/24049 от 19.11.2008; данных налогового обязательства по страховым взносам от 05.12.2008; сальдо расчётов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование от 05.12.2008; первых страниц деклараций за 2005-2007 гг. N 3699164, N 3342931, N 3245203, N 2986198, N 2856112 от 05.12.2008. Ходатайство судом удовлетворено.
От третьего лица поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов: копии доверенности N 09/24049 от 19.11.2008; реестра поступления платежей страхователя за периоды с 01.01.2008 по 01.12.2008 и с 01.01.2007 по 31.12.2007; протокол к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 11.02.2008 N 2958; отзыва от 12.11.2008 N 04-6594. Ходатайство судом удовлетворено.
Иных заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле не поступило.
С учётом уточнений исковых требований от 10.10.2008 общество с ограниченной ответственностью "ФАКЕЛ" просит признать незаконным бездействие Инспекции ФНС России по г. Новоуральску Свердловской области, выразившееся в не зачёте излишне уплаченных обществом с ограниченной ответственностью "ФАКЕЛ" страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 31200 руб. по КБК 18210202020061000160, в счёт платежей на КБК 18210202010061000160.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно. В обоснование своей позиции заинтересованное лицо ссылается на то, что страховые взносы не отвечают понятию налога (сбора), вследствие чего, у налоговых органов отсутствуют полномочия по возврату (зачету) из дохода Пенсионного фонда Российской Федерации излишне уплаченных платежей - страховых взносов.
Третье лицо поддерживает заявленные требования по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:
13 августа 2008 года общество с ограниченной ответственностью "ФАКЕЛ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Инспекцию ФНС России по г. Новоуральску Свердловской области (далее - Инспекция, налоговый орган) с заявлениями о зачёте страховых взносов в общей сумме 31200 руб., уплаченных по платёжным поручениям N 72 от 16.07.2007 и N 126 от 19.09.2007, ввиду ошибочного перечисления указанных сумм на страховые взносы не на тот код бюджетной классификации (платёжи ошибочно были перечислены на КБК 18210202020061000160 - "страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд России на выплату накопительной части трудовой пенсии", вместо платежей по КБК 18210202010061000160 - "страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд России на выплату страховой части трудовой пенсии").
Решением N 949 от 15.08.2008 Инспекция отказала заявителю в зачёте (возврате) денежных средств, указав на невозможность зачёта страховых взносов, в виду того, что порядок зачета (возврата) сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов не регулируется положениями статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Считая бездействие налогового органа, связанное с не зачетом излишне уплаченных страховых взносов незаконным, нарушающим права организации, общество с ограниченной ответственностью "ФАКЕЛ" обратилось с настоящим требованием в арбитражный суд.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно материалам дела общество с ограниченной ответственностью "ФАКЕЛ" состоит на учёте в Государственном учреждении Пенсионного фонда России в г. Новоуральске Свердловской области в качестве страхователя.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Согласно представленным в материалы дела платёжным поручениям N 72 от 16.07.2007 (на сумму 23469,20 руб.) и N 126 от 19.09.2007 (на сумму 23500 руб.) с назначением платежей-"ПФР (страховая часть)", платежи в общей сумме 31200 рублей, уплаченные обществом с ограниченной ответственностью "ФАКЕЛ", перечислены на код бюджетной классификации (КБК) 18210202020061000160 - "страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд России на выплату накопительной части трудовой пенсии".
Как следует из представленных в материалы дела реестров поступления платежей от страхователя - общества с ограниченной ответственностью "ФАКЕЛ" (за периоды с 01.01.2007 по 31.12.2007 и с 01.01.2008 по 01.12.2008), протокола к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 11.02.2008 N 2958, составленного органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и отзыва Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области за обществом с ограниченной ответственностью "ФАКЕЛ" числится переплата по страховым взносам, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 31200 руб.
Факт наличия указанной переплаты по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии заинтересованным лицом не оспаривается.
В соответствии с положениями статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Однако указанная норма не относится к предмету рассматриваемых правоотношений. Из платежных документов видно, кто является плательщиком и назначение платежа. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются также законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Поскольку Закон N 167-ФЗ не регламентирует порядок зачета (возврата) сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям применяются положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в указанной статье, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды, а органы государственных внебюджетных фондов пользуются при этом правами и несут обязанности, предусмотренные главой 12 Кодекса для налоговых органов.
В соответствии с пунктами 7 и 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым сумма излишне уплаченного налога подлежит зачёту (возврату) налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат (зачёт) суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате (зачёте).
Статьей 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов.
Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.2007 N 103н) (далее - Порядок учета), пунктом 4 которого предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляются органами федерального казначейства на основании поручений (сообщений) администраторов поступлений в бюджет на возврат поступлений плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы; уведомлений налоговых органов об уточнении вида и принадлежности платежа, решениях о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов и сборов.
Согласно пункту 17 Порядка учета возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение) поступлений плательщикам в срок не более трех рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты. В соответствии с пунктом 44 названного Порядка учета, взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
При казначейском исполнении бюджета Пенсионного фонда страховые взносы учитываются на соответствующих кодах бюджетной классификации, администратором поступления которых в соответствии с Приказом Минфина России от 24.08.2007 N 74н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" является Федеральная налоговая служба.
Согласно Приказу Федеральной налоговой службы от 04.04.2007 N ММ-3-11/193 "О закреплении полномочий администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 "Федеральная налоговая служба" за территориальными органами Федеральной налоговой службы" за территориальными органами ФНС России, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачёте) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, закреплены полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, а также по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
Зачёт (возврат) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных поручений и распоряжений вновь утвержденных администраторов поступлений в бюджет о возврате денежных средств плательщику.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" Федеральная налоговая служба является главным администратором доходов Пенсионного фонда Российской Федерации по указанным платежам.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что администратор доходов бюджета осуществляет такие полномочия, как контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Кроме того, согласно пункту 2.1 Соглашения по информационному взаимодействию между Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации от 02.12.2003 N БГ-16-05/189, налоговые органы должны представлять в органы ПФР копии электронных расчетных документов и исполненных органами Федерального казначейства заключений налоговых органов на зачет (возврат) по форме, установленной МНС России, в части платежей, относящихся к Пенсионному фонду России.
Также в совместном письме Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 28.07.2005 N 02-14-10а/2275, 42-7.1-01/5.2-207 изложен порядок заполнения платежного поручения на возврат (возмещение) плательщику излишне уплаченных (взысканных) сумм поступлений из бюджетной системы Российской Федерации, предусматривающий заполнение данного платежного документа администратором поступлений в бюджетную систему, которым по страховым взносам является Федеральная налоговая служба.
Учитывая изложенное, довод налогового органа об отсутствии у него полномочий по проведению зачёта (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов является необоснованным.
Аналогичный вывод также следует из письма Минфина России от 12.05.2008 N 03-02-07/2-87.
Судом установлено и налоговым органом не оспаривается, что обществом с ограниченной ответственностью "ФАКЕЛ" были излишне уплачены страховые взносы, направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии в общей сумме 31200 руб.
Факт ошибочной уплаты страховых взносов на не верный КБК подтверждается протоколом к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 11.02.2008 N 2958, реестрами поступления платежей от страхователя за периоды с 01.01.2007 по 31.12.2007 и с 01.01.2008 по 01.12.2008.
Таким образом, заявитель излишне уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии в общей сумме 31200 руб. по платёжным поручениям N 72 от 16.07.2007 (на сумму 23469,20 руб.) и N 126 от 19.09.2007 (на сумму 23500 руб.).
Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок зачёта или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусматривает, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату (зачёту) по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено данным Кодексом (пункт 9).
Из содержания положений указанной статьи в их взаимосвязи следует, что данная норма позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.
С заявлениями о зачёте указанных излишне уплаченных страховых взносов в общей сумме 31200 руб. заявитель обратился в налоговый орган 13.08.2008. Таким образом, трёхгодичный срок давности, установленный п. 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации для обращения налогоплательщика в налоговый орган с заявлением о возврате (зачёте) платежей, заявителем не пропущен, что заинтересованным лицом также не оспаривается.
Таким образом, поскольку администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, зачет (возврат) излишне (ошибочно) уплаченных в бюджет денежных средств должен быть осуществлен налоговым органом в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, суммы излишне уплаченных страховых взносов в общей сумме 31200 руб.) подлежат, согласно Приказу Минфина России от 16.12.2004 N 116н, зачёту обществу с ограниченной ответственностью "ФАКЕЛ" Управлением Федерального казначейства по распоряжению администратора поступлений в бюджет - Инспекции ФНС России по г. Новоуральску Свердловской области в порядке ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации в счёт уплаты страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд России на выплату страховой части трудовой пенсии.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа заявителю в зачете излишне уплаченных сумм страховых взносов, что свидетельствует о допущенном налоговым органом незаконном бездействии, выразившемся в отказе в проведении зачёта, в порядке ст. 78 НК.
Доводы заинтересованного лица относительно того, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, и поэтому не подлежит применению статья 78 Кодекса, следует отклонить, как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании закона, так как статья 2 Закона N 167-ФЗ предусматривает возможность регулирования правоотношений, связанных с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку заявленные требования удовлетворены полностью, расходы заявителя по уплате госпошлины в сумме 2000 руб. (уплаченной по платёжному поручению N 62 от 06.10.2008) подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Требования заявителя удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Инспекции ФНС России по г. Новоуральску Свердловской области, выразившееся в не зачёте излишне уплаченных обществом с ограниченной ответственностью "ФАКЕЛ" страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 31200 руб. на КБК 18210202020061000160, в счёт платежей на КБК 18210202010061000160.
Обязать Инспекцию ФНС России по г. Новоуральску Свердловской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путём осуществления зачёта обществу с ограниченной ответственностью "ФАКЕЛ" из соответствующего внебюджетного фонда излишне уплаченных по платёжным поручениям N 72 от 16.07.2007 и N 126 от 19.09.2007 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 31200 руб. с КБК 18210202020061000160 "страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд России на выплату накопительной части трудовой пенсии", в счёт платежей на КБК 18210202010061000160 "страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд России на выплату страховой части трудовой пенсии", в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Взыскать Инспекции ФНС России по г. Новоуральску Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "ФАКЕЛ" государственную пошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную по платёжному поручению N 62 от 06.10.2008.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 1 ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанции можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 декабря 2008 г. N А60-28335/2008-С10
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника