Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 9 декабря 2008 г. N А60-31630/2008-С9
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 апреля 2009 г. N Ф09-2355/09-С1 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 09 декабря 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 09 декабря 2008 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрел дело по заявлению Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Городской лесхоз" к Министерству природных ресурсов Свердловской области, третье лицо: Свердловская межрайонная природоохранная прокуратура, об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 24.10.2008 г. N 221-П, представления от 24.10.2008 г.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Бусыгина С.В., представитель по доверенности от 26.05.08, Минигалиев Р.А., представитель по доверенности от 24.06.08
от заинтересованного лица: Булгакова В.В., представитель по доверенности от 05.08.08, Банковский А.В., представитель по доверенности от 12.11.0008
от Межрайонной природоохранной прокуратуры - Колосов А.В., помощник прокурора, удостоверение N 162269
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Определением от 12.11.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Свердловская межрайонная природоохранная прокуратура, в связи с чем рассмотрение дела отложено на 09.12.2008.
Сторонами в материалы дела представлены дополнительные документы.
До рассмотрения дела по существу заинтересованное лицо пояснило, что в материалах административного дела ошибочно указано место проверки квартал N 73, фактически проверка проведена в квартале 74 выдела 3 особо охраняемой природной территории областного значения лесной парк "Им. Лесоводов России".
ЕМУП "Городской лесхоз" (далее по тексту ЕМУП "Городской лесхоз" заявитель) просит признать незаконным и отменить постановление Министерства природных ресурсов Свердловской области (далее по тексту - Министерство природных ресурсов) от 24.10.2008 N 221-П о привлечении организации к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ за нарушение использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, выразившееся в осуществлении хозяйственной деятельности по организации производства и переработке древесины и размещению при этом отходов производственной деятельности на территории квартала N 73 выдела 3 особо охраняемой природной территории областного значения лесной парк "Им. Лесоводов России". При этом заявитель ссылается на то, что административным органом не доказано, что осуществляется производственная деятельность по переработке древесины, размещению автостоянки, площадки под металлолом, а также отсутствует вина, поскольку в соответствии с договором, заключенным с администрацией города, уставом, лесхоз выполняет свои обязанности по осуществлению охраны, защиты воспроизводства и благоустройства. Заявитель также просит признать недействительным представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 24 октября 2008 г. N 221-П
Министерство природных ресурсов Свердловской области требования не признало, ссылаясь на то, что факт нарушения использования окружающей среды и природных ресурсов на территории квартала N 73 выдела 3 особо охраняемой природной территории областного значения лесной парк "Им. Лесоводов России" полностью подтвержден материалами дела, представленными в Министерство Свердловским межрайонным природоохранным прокурором.
Свердловский межрайонный природоохранный прокурор поддержал возражения заинтересованного лица.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:
Межрайонной природоохранной прокуратурой в период с 24.10.2008 по 30.07.2008 года осуществлена плановая проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях на особо охраняемой природной территории областного значения лесной парк "Им.Лесоводов России".
В ходе проверки было выявлено, что на земельном участке, расположенном в квартале N 73 выдела 3 особо охраняемой природной территории лесной парк "им. Лесоводов России" предприятием ЕМУП "Городской лесхоз" в период с начала 2008 года до 9 октября 2008 года допущены нарушения правил охраны и использования природных ресурсов на территории вышеуказанного лесного парка.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Свердловским межрайонным природоохранным прокурором 09.10.2008 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в соответствии с которым установлено, что на особо охраняемых природных территориях, осуществляется хозяйственная деятельность по организации производства и переработке древесины и размещению при этом отходов производственной деятельности на территории квартала N 73 выдела 3 Названное дело направлено прокурором в министерство для рассмотрения по существу.
По результатам проведенной проверки министерством принято постановление от 24.10.2008 N 221-П о привлечении Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Городской лесхоз" к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.39 КоАП РФ (далее по тексту - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб. и вынесено предписание от 24.10.2008 N 221-П об устранении причин и условий способствовавших совершению административного нарушения путем принятия мер по сносу производственных площадок, прекращению производственной и хозяйственной деятельности.
Считая указанные акты (постановление от 24.10.2008 N 221-П и предписание) незаконными, ЕМУП "Городской лесхоз" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Рассмотрев материалы дела, исследовав фактические обстоятельства, заслушав представителей сторон, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Согласно ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 8.39 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
Объективная сторона названного правонарушения заключается в совершении деяния (действия или бездействия), нарушающего установленный режим или иные правила охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ЕМУП "Городской лесхоз в нарушение Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002, Постановления Правительства Свердловской области от 17.01.2001 N 41-ПП осуществляет производство по переработке древесины, при этом на земельном участке размещены автостоянка, площадка под металлолом, штабеля пиломатериалов, круглого леса, отходы производственной деятельности (опил, бетонные кольца, мусор, металлолом, щебень)
Согласно ст. 58 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В соответствии со ст. 59 данного Закона запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Аналогичное требование изложено и в п. 3 ст. 95 Земельного кодекса РФ, которым установлено, что на землях государственных природных заповедников, в том числе природных парков, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По п. 6 ст. 2, ст. 3 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (с изменениями) "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Этим же законом предусмотрено, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Законом Свердловской области от 21.11.2005 N 105-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Свердловской области" (ст. 13) установлено, что на территории природного парка Правительством Свердловской области могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.
На территории природного парка в соответствии с федеральным законом запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.
В границах природного парка в соответствии с федеральным законом могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности его территории.
Статус и режим лесного парка "им. Лесоводов России", как особо охраняемой территории областного значения, установлен постановлением Правительства Свердловской области от 01.08.2006 г. N 650-ПП.
Настоящие нормы федерального и областного законодательства подлежат применению, так как на момент вынесения постановления о назначении административного наказания от 24.10.2008 г. N 221-П, которым установлены нарушения в области природоохранного законодательства, все указанные нормы федерального и областного законодательства уже действовали.
На момент выявления нарушений действовало также и постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2006 г. N 650-ПП.
В соответствии с п. п. 1, 8 п. 1 приложения "Статус и режим особо охраняемых природных территорий областного значения", утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 01 августа 2006 года N 650-ПП на территории лесопарков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и влечет за собой снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств лесопарка или его компонентов, в том числе, рубки главного пользования, проходные рубки; строительство коммуникаций и хозяйственных объектов, не связанных с функционированием лесопарка, стоянка и мойка автотранспортных средств вне специально отведенных для этого мест, а также любые виды загрязнения природной среды, в том числе организация свалок мусора.
Из смысла п. п. 9, 10 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что городские леса находятся в составе рекреационных зон, особо охраняемые территории имеют иной статус - они выделяются в пределах границ населенных пунктов. Как отмечено выше, земли лесной парк "Им. Лесоводов России" выделены в пределах границ г. Екатеринбурга как земли категории - особо охраняемой природной территории.
Помимо этого, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения относится организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения (п. п. 19 п. 1 ст. 14). Указанные полномочия не включают перевод городских лесов как особо охраняемых природных территорий областного значения в иную категорию.
В соответствии с перечнем лесопарков Свердловской области от 17.01.2001 N 41-ПП относится к особо охраняемой природной территории областного значения, расположенной в квартале 73 выдел 3 Центрального лесничества.
В силу ч. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела ЕМУП "Городской лесхоз" организован на основании Постановления Совета Министров СССР от 08.12.1948 г.N 4524, Решения Исполнительного Комитета Свердловского Городского Совета депутатов трудящихся от 23.10.1947 г. N 1306, Договора на закрепление лесов находящихся в черте города Свердловска за Свердловским Горисполкомом от 15.04.1949 г. ЕМУП "Городской лесхоз" был создан для рациональной организации паркового лесного хозяйства.
В соответствии с Уставом, утвержденным Екатеринбургским городским комитетом от 23.09.2003 г. N 1541 лесхоз по договорам с администрацией города (контракты N 15,15/1) занимается ведением лесного хозяйства в городских лесах и парках отдыха в том числе переработкой древесины, а также охраной, защитой, воспроизводством лесов и благоустройством. Для осуществления благоустройства по заявкам с администрацией города лесхоз осуществляет на своей производственной площадке переработку древесины для изготовления малых архитектурных форм, скамеек, беседок и иных элементов благоустройства. Изготовление элементов благоустройства не может производиться без переработки древесины. В силу своих обязанностей, а также в соответствии с постановлениями Главы города Екатеринбурга лесхоз обязывают обеспечивать подготовку к пожароопасному периоду техникой и инвентарем на базе Центрального лесничества в связи с чем необходима техника пожарно-химической службы для тушения лесных пожаров, которая находится на этой же площадке.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из положений ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган должен доказать наличие вины в действиях привлекаемого к ответственности лица.
Из представленных в материалы дела документов следует, что заявитель ,как лицо, осуществляющее охрану городских лесов и парков был создан в 1947г., тогда же и наделен производственной площадкой необходимой для функционирования его деятельности. Штабеля круглого леса на производственной площадке необходимы для изготовления малых архитектурных форм в соответствии с Проектом организации и ведения лесного хозяйства Городского лесхоза. В нормы благоустройства входит изготовление скамеек, пикниковых столов, пляжных кабин, беседок и иных изделий, которые лесхоз изготавливает в соответствии с заключенными с договорами с администрацией города. Площадки под металлолом не имеется. Складированные рамы тракторов и автомашин подготовлены для списания, которое осуществляется через ЕКУГИ. Автостоянка тракторов и автомобилей предназначена для транспорта, используемого при тушении лесных пожаров согласно Постановления Главы г. Екатеринбурга от 18.08.2008 г. N 3438, приказа от 04.04.2008 N 01-12/3 и Проекта организации и ведения лесного хозяйства. Пилорама, кирпичное здание с тремя боксами (бытовка, гараж и мастерская), двухэтажное здание деревянного типа - контора Центрального лесничества на территории производственной площадки находится согласно перечня имущества к договору о закреплении муниципального имущества и технического паспорта по состоянию на 25.10.07
Таким образом, учитывая, что заинтересованным лицом не представлено доказательств нарушения ЕМУП "Городской лесхоз" своими действиями правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов, суд считает, что заинтересованным лицом не доказан факт и вина заявителя в совершении правонарушения, установленного ст. 8.39 КоАП РФ, в связи с чем следует признать незаконным и отменить постановление N 221-П от 24.10.08
Ссылка заинтересованного лица на то, что на производственной площадке размещены отходы производственной деятельности : опил, бетонные кольца, мусор, щебень, судом не принимается поскольку опил образуется в результате переработки древесины, щебень предназначен для благоустройства территории, бетонные кольца используются при пожаротушении.
Ссылка заявителя на то, что лесхозом деятельность в квартале N 73 не осуществляется судом не принимается, поскольку, как пояснило заинтересованное лицо, квартал 73 был указан ошибочно, фактически проверка проводилась в квартале 74 выдел 3 Центрального лесничества.
Процессуальных нарушений при производстве административного дела не установлено.
Заявитель просит также признать недействительным представление Министерства природных ресурсов Свердловской области от 24.10.2008 N 221-П об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, указанное представление принято заинтересованным лицом на основании дела об административном правонарушении N 221-П
Суд полагает, что оспариваемое представление следует признать недействительным по тем же основаниям, по которым признано незаконным постановление Министерства природных ресурсов Свердловской области от 24.10.2008 N 221-П о привлечении ЕМУП "Городской лесхоз к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб. и с учетом признания незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов Свердловской области от 24.10.2008 N 221-П о назначении административного наказания Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию "Городской лесхоз"
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Заявление Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Городской лесхоз" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Министерства природных ресурсов Свердловской области от 24.10.2008 N 221-П о назначении административного наказания Екатеринбургского муниципального унитарного предприятию "Городской лесхоз" по ст. 8.39 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб.
Признать недействительным представление Министерства природных ресурсов Свердловской области от 24.10.2008 N 221-П об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 9 декабря 2008 г. N А60-31630/2008-С9
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 апреля 2009 г. N Ф09-2355/09-С1 настоящее решение оставлено без изменения