Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 декабря 2008 г. N А60-31731/2008-С6
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 июня 2009 г. N Ф09-3857/09-С3 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения принята 25 декабря 2008 г.
Полный текст решения изготовлен 27 декабря 2008 г.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Ковалевой Марины Николаевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Свердловской области о признании недействительным решения от 30.09.2008 N 1154/507
при участии в судебном заседании:
от заявителя: А.А. Анчугова, представитель по доверенности N 66Б378434 от 24.04.2008,
от заинтересованного лица: извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда, представитель в судебное заседание не явился, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя судом удовлетворено.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Индивидуальный предприниматель Ковалева Марина Николаевна обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Свердловской области от 30.09.2008 N 1154/507 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В судебном заседании представителем заявителя представлено ходатайство об уточнении предмета заявленных требований, с учетом которого предприниматель просит признать недействительными оспариваемое решение в части доначисления налога на игорный бизнес за июнь 2005 года в размере 30975 рублей.
Ходатайство судом удовлетворено, уточнение требований принято.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что оспариваемый акт принят незаконно и необоснованно, нарушает его права и законные интересы, поскольку в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" он был вправе уплачивать налог на игорный бизнес по ставке, действующей на момент государственной регистрации.
Заинтересованное лицо представило отзыв, просит в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование своей позиции налоговый орган, не оспаривая того факта, что заявитель является субъектом малого предпринимательства, ссылается на то, что гарантия, предусмотренная частью 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", предоставляется в отношении конкретной осуществляемой деятельности (предпринимательского характера), что и определяет длящийся характер соответствующего налогового правоотношения, приобретение и использование заявителем объектов налогообложения после вступления в силу главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации порождают новые налоговые правоотношения, не связанные по объекту и содержанию с правоотношениями, имевшимися на момент государственной регистрации.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:
Ковалева Марина Николаевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 12.08.2002 и осуществляет свою деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений на основании лицензии N 004624 выданной 07.06.2004 Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму.
05.05.2008 заявителем в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по Свердловской области были представлена уточненная налоговая декларация по налогу на игорный бизнес за июнь 2005 года с суммой налога 8400 рублей, рассчитанной из ставки 800 рублей (за 10 объектов налогообложения) и 400 рублей (за 1 объект налогообложения, снятый с учета до 15 числа текущего налогового периода).
Основанием для уточнения налоговой ставки явилось то обстоятельство, что в июне 2005 года индивидуальный предприниматель Ковалева Марина Николаевна являлась субъектом малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", в силу чего в течение первых четырёх лет своей деятельности подлежит налогообложению в том же порядке, который действовал на момент его государственной регистрации.
В результате камеральной проверки уточнённой налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за июнь 2005 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Свердловской области установила занижение налога, подлежащего уплате по итогам налогового периода, в размере 30975 рублей в результате неверного применения налоговой ставки. По результатам камеральной проверки инспекцией вынесено решение от 30.09.2008 N 1154/507 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым предпринимателю был доначислен налог на игорный бизнес в размере 30975 рублей.
Полагая, что названное решение налоговой инспекции является незаконным в части доначисления налога на игорный бизнес за июнь 2005 года в размере 30975 рублей, индивидуальный предприниматель Ковалева Марина Николаевна обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со статьями 364, 365, 366, 369 главы 29 "Налог на игорный бизнес" Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; к объектам налогообложения налогом на игорный бизнес относятся игровые автоматы - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей игорного заведения; объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установки не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта и считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта налогообложения; выбывшим - с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.
Нормы статей 367, 368 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают, что по каждому из объектов налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов; налоговым периодом признается календарный месяц.
Из указанных положений следует, что обязанность по исчислению налога на игорный бизнес возникает у соответствующего лица с даты подачи в налоговый орган заявления о регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес.
Основанием вывода налогового органа о неуплате налога послужила отмена положений статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" с 01.01.2005. Инспекция также указала, что приобретение налогоплательщиком новых объектов и их регистрация в налоговом органе порождает новые налоговые правоотношения, не связанные ни по объекту, ни по содержанию с длящимися налоговыми правоотношениями, на которые распространяется гарантия, закрепленная в указанной норме.
Не оспаривая тот факт, что предприниматель является субъектом малого предпринимательства, налоговый орган, тем не менее, сделал вывод, что гарантии, предусмотренные абзацем 2 части 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ, применяются к длящимся правоотношениям, возникающим до дня официального введения нового налогового бремени. Налогоплательщики, учитывая свою фактическую способность к уплате налогов, сами определяют количество объектов игорного бизнеса, которые предполагают вновь зарегистрировать, заранее зная, что в указанном периоде уже применяются повышенные ставки налога.
Однако Инспекцией не учтено следующее.
Пунктом 1 статьи 370 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога на игорный бизнес исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.
В силу статьи 5 Закона Российской Федерации от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" (действовавшего в период регистрации заявителя в качестве предпринимателя), за один игровой автомат была определена налоговая ставка 750 рублей. Согласно статье 2 данного закона конкретные единые размеры ставок налога для всех игорных заведений, находящихся на территориях субъектов Российской Федерации, превышающие минимальные размеры ставок налога, установленные пунктом 1 настоящей статьи, определяются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. При этом законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе увеличивать конкретные размеры минимальных ставок налога, но не более чем в пять раз.
На территории Свердловской области ставки налога на игорный бизнес были установлены Законом Свердловской области от 24.11.2000 N 32-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес в Свердловской области", согласно подпункту 2 статьи 2 которого (в редакции действовавшей на момент государственной регистрации заявителя в качестве предпринимателя) ставка налога на игорный бизнес за каждый игровой автомат определена в размере - 8 минимальных размеров оплаты труда, что составляло 800 рублей.
В силу статьи 9 Закона N 88-ФЗ в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых 4 лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О, Постановлении от 19.06.2003 N 11-П, следует, что статья 9 Закона направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых 4 лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них. Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования.
Таким образом, из приведенных положений статьи 9 Закона N 88-ФЗ и позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что субъектам малого предпринимательства гарантирована стабильность сохранения в течение первых четырех лет их деятельности с момента государственной регистрации того порядка налогообложения, который действовал на момент из государственной регистрации, а не с какого-либо иного момента.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении Президиума от 15.04.2008 N 17177/07.
Из материалов дела видно, что налогоплательщик зарегистрирован в качестве предпринимателя 12.08.2002 и в июне 2005 года являлся субъектом малого предпринимательства. На дату государственной регистрации заявителя на территории Свердловской области была установлена ставка налога на игорный бизнес с объекта налогообложения - за 1 игровой автомат в размере 800 рублей.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что решение налогового органа является неправомерным, необоснованным, поскольку индивидуальный предприниматель Ковалева Марина Николаевна законно при подаче в налоговый орган уточненной налоговой декларации по налогу на игорный бизнес за июнь 2005 года применила ставку 800 рублей за каждый игровой автомат. При таких обстоятельствах, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Свердловской области в решении от 30.09.2008 N 1154/507 по результатам камеральной налоговой проверки данной декларации неправомерно указала, что оснований для применения налоговой ставки в размере 800 рублей для исчисления налога на игорный бизнес за июнь 2005 года у заявителя не имеется.
На основании вышеизложенного, суд считает, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Свердловской области от 30.09.2008 N 1154/507 в части доначисления налога на игорный бизнес за июнь 2005 года в размере 30975 рублей следует признать недействительным, требования заявителя - удовлетворить.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заинтересованного лица в пользу заявителя подлежит взысканию государственная пошлина в размере 100 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Заявленные требования индивидуального предпринимателя Ковалевой Марины Николаевны удовлетворить.
2. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Свердловской области от 30.09.2008 N 1154/507 в части доначисления налога на игорный бизнес за июнь 2005 года в размере 30975 рублей.
3. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Свердловской области в пользу индивидуального предпринимателя Ковалевой Марины Николаевны судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 рублей.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 декабря 2008 г. N А60-31731/2008-С6
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Свердловской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 июня 2009 г. N Ф09-3857/09-С3 настоящее решение оставлено без изменения