Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 14 июля 2008 г. N Ф09-4873/08-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.01.2008 по делу N А47-6026/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Отдых" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 15.05.2007 N 48731.
Решением суда от 10.01.2008 (резолютивная часть от 25.12.2007) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. По мнению налогового органа, использование при определении рыночной цены здания его восстановительной стоимости, а при определении рыночной цены земельного участка его кадастровой стоимости не повлекло нарушения прав налогоплательщика и не противоречит законодательству.
Отзыва на кассационную жалобу обществом не представлено.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки общества составлен акт от 18.04.2007 N 104 и принято решение от 15.05.2007 N 48731 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде штрафа в сумме 515601 руб. 80 коп., предусмотренной ст. 126 Кодекса, в виде штрафа в сумме 100 руб.
Основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса и доначисления сумм единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налога на доходы физических лиц послужили выводы налогового органа о занижении обществом рыночной стоимости проданного земельного участка и расположенного на нем нежилого здания, что повлекло отклонение продажной стоимости указанного имущества более чем на 20 процентов от рыночной стоимости.
Полагая, что данное решение инспекции незаконно, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявленные требования, исходя из несоблюдения инспекцией правил определения рыночной цены и недоказанности налоговым органом факта несоответствия цены продажи недвижимого имущества уровню рыночных цен.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству о налогах и сборах.
Согласно подп. 4 п. 2 ст. 40 Кодекса налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
В ст. 40 Кодекса содержатся критерии для признания рыночной цены товаров (работ, услуг), рынка товаров (работ, услуг), их идентичности и однородности, а также правила определения рыночных цен.
Процедура определения рыночной цены на услуги и товары обязательна для инспекции и установлена п. 4-11 ст. 40 Кодекса.
В соответствии с п. 4 ст. 40 Кодекса рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Согласно п. 11 ст. 40 Кодекса при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что налоговым органом за основу определения рыночной стоимости взято письмо Государственного унитарного предприятия "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости" от 12.04.2007 N 708, согласно которому восстановительная стоимость нежилого здания составила 1201948 руб. и письмо Управления Роснедвижимости по Оренбургской области от 18.04.2006 N 497, из которого следует, что удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56 44 04 43 001 0020 составляет 7844 руб. 65 коп. за 1 кв.м (учитывая, что площадь земельного участка составляет 2376 кв.м, стоимость земельного участка определена налоговым органом в размере 18638888 руб.). Между тем правила определения рыночной стоимости, предусмотренные ст. 40 Кодекса, инспекцией применены не были. В частности, не сопоставлялись экономические условия аналогичных сделок на ближайшей к месту нахождения общества территории, не представлены доказательства отсутствия информации о рыночных ценах в официальных источниках.
Судами правомерно не приняты данные, представленные Торгово-промышленной палатой Оренбургской области, поскольку в ответе на запрос указана не рыночная цена земельного участка, а "диапазон цен от 300000 до 500000 руб." за 1 сотку земельного участка. При этом указанный диапазон цен указан по состоянию на июнь 2007 г., в то время как продажа земельного участка осуществлялась в 2005 г.
Иных доказательств, подтверждающих обоснованность исчисления стоимости земельного участка и находящегося на нем здания, инспекцией в материалы дела не представлено.
Поскольку указанные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении инспекцией правил определения рыночной цены земельного участка и расположенного на нем нежилого здания, предусмотренных ст. 40 Кодекса, суды обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования.
Выводы судов и установленные фактические обстоятельства переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают и подлежат отклонению.
С учетом изложенного основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.01.2008 по делу N А47-6026/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Центральному району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 11 ст. 40 НК РФ при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.
По мнению налогового органа, налогоплательщиком была занижена стоимость проданного земельного участка и расположенного на нем нежилого здания более чем на 20 % от рыночной стоимости, что послужило основанием для доначисления налогов
По мнению суда, при определении процентного отклонения продажной цены объектов от рыночной цены налоговым органом не соблюдены правила определения рыночной цены, установленные ст. 40 НК РФ.
Так, в ст. 40 НК РФ содержатся критерии для признания рыночной цены товаров (работ, услуг), рынка товаров (работ, услуг), их идентичности и однородности, а также правила определения рыночных цен.
Процедура определения рыночной цены на услуги и товары обязательна для инспекции и установлена п. 4 - 11 ст. 40 НК РФ.
По мнению суда, ИФНС неправомерно за основу определения рыночной стоимости взяла письмо ГУП "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости" и письмо Управления Роснедвижимости по области, устанавливающее удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером.
Как указал суд, ИФНС не сопоставлялись экономические условия аналогичных сделок на ближайшей к месту нахождения общества территории, не представлены доказательства отсутствия информации о рыночных ценах в официальных источниках. Кроме того, в ответе на запрос ИФНС указана не рыночная цена земельного участка, а диапазон цен по состоянию на июнь 2007 г., в то время как продажа земельного участка осуществлялась в 2005 г.
Учитывая данные обстоятельства, суд кассационной инстанции решение суда первой инстанции по делу и постановление апелляционной инстанции оставил без изменений, в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 июля 2008 г. N Ф09-4873/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника