Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 15 июля 2008 г. N Ф09-4963/08-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.03.2008 по делу N А07-18835/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с государственного учреждения "Научно-исследовательский технологический институт гербицидов и регуляторов роста растений с опытно-экспериментальным производством Академии наук Республики Башкортостан" (далее - учреждение, налогоплательщик) недоимки по налогам и пеням в общей сумме 2914373 руб. 46 коп.
Решением суда первой инстанции от 07.03.2008 в удовлетворении заявленных требований налоговому органу отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2008 решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 23, 45, 46, 47, 48, 69, 70, 75, 87, 113 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учреждением представлен отзыв, в котором налогоплательщик просит судебные акты оставить без изменения, указывая, что доводы кассационной жалобы налогового органа являются несостоятельными.
Как следует из материалов дела, в связи с наличием у учреждения задолженности по налогам и пеням, инспекцией в течение 2007 г. в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 1131-1135, 1129, 1128, 7255, 18711, 17070-17072, 17068, 17067, 9888-9892, 9886, 9885, 22239, 22240-22243, 20143, 20144, 20145, 20146, 20147, 5392, 5391, 5096, 5047, 18882, 18883, 18885-18887, 212258, 12835, 12833, 12836, 12832, 12837, 1957, 1954, 1953, 1951, 1949, 1955, 1950, 2, 5, 5, 6, 7, 8, 15214, 15213, 15212, 15210, 15209, 17197, 7468, 7464-7467, 17404, 11247, 11249, 11250-11253, 5585-5592 за 2004, 2005, 2006 г. на общую сумму 2914373 руб. 46 коп. Указанные требования учреждением в установленные сроки не были исполнены. Решения о взыскании налогов, сборов, а также пеней за счет денежных средств, имущества налогоплательщика налоговым органом в сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации не были приняты.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения налогового органа с заявлением о взыскании с учреждения недоимки по налогам и пеням в общей сумме 2914373 руб. 46 коп. в арбитражный суд.
В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно абз. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется плательщику не позднее трех месяцев после наступления установленного законом срока его уплаты.
Указанный документ является первым этапом в процедуре принудительного взыскания задолженности.
Статьями 46 и 47 указанного Кодекса предусмотрен порядок бесспорного взыскания неуплаченных налогов (сборов, пени) с налогоплательщика. Согласно п. 3 ст. 46 данного Кодекса решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В то же время п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 04.11.2005 137-ФЗ, подлежащей применению к спорным правоотношениям, предусматривающий право налогового органа, не реализовавшего полномочия на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица, обратиться в суд с аналогичным требованием к указанному лицу, не устанавливает срока, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено.
В связи с этим необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц руководствоваться соответствующим положением этого пункта.
При этом 6-месячный срок для обращения налогового органа в суд, установленный п. 3 ст. 48 указанного Кодекса, в отношении заявленных требований к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 данного Кодекса для бесспорного взыскания сумм.
Названный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу (п. 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Судами установлено и материалам дела подтверждается, что инспекцией направлены в адрес учреждения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 27.02.2007 N 2, 4, 5, 6, 7, 8 на общую сумму 178573 руб. 41 коп., со сроком исполнения до 16.03.2007, от 12.03.2007 N 1128, 1129, 1131, 1132, 1133, 1134, 1135 на общую сумму 54669 руб. 42 коп. со сроком исполнения до 29.03.2007.
В соответствии с вышеназванными нормами налогового законодательства, срок обращения в суд с заявлением о взыскании данной задолженности по названным требованиям истекает 16.11.2007, 29.11.2007 соответственно.
Поскольку с заявлением инспекция обратилась в суд 10.12.2007, то есть за пределами срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации, суды сделали правомерный вывод о пропуске налоговым органом срока, установленного для реализации права на судебное взыскание недоимки по налогам, пеням.
Основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога является неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что учреждение исполнило обязанность по уплате налогов, указанных в требовании от 06.08.2007 N 18711. Налогоплательщиком уплачены по платежному поручению от 04.07.2007 N 3638 налог на добавленную стоимость в сумме 227601 руб. по уточненной налоговой декларации за апрель 2006 г., по платежному поручению от 22.02.2008 N 865 налог на добавленную стоимость в сумме 3136 руб. по уточненной налоговой декларации за январь 2007 г., по платежному поручению от 22.02.2008 N 867 налог на прибыль в сумме 1065 руб. по уточненной налоговой декларации за 2006 г., по платежному поручению от 22.02.2008 N 856 налог на прибыль в сумме 2153 руб. по декларации за 6 месяцев 2007 г.
Таким образом, судами правомерно установлено, что у налогового органа отсутствуют основания для взыскания вышеназванных налогов по требованию от 06.08.2007 N 18711.
Согласно п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в постановлении от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (п. 19), в требовании об уплате налога должны содержаться сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. В направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны быть указаны размер недоимки, дата, с которой начисляются пени, и ставки пеней, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пеней.
Судами установлено, что вышеназванные требования инспекции не соответствуют положениям, определенным ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное нарушение исключает возможность определить недоимку по налогам, за какой период начислены пени и как следствие лишает права налогоплательщика проверить правильность расчета пени.
Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, в качестве оснований взимания пеней должны быть указаны период, за который начисляются пени, и ставка рефинансирования.
Начисление пеней носит компенсационный характер и является способом обеспечения исполнения налоговых обязательств. Начисление пеней на недоимку, взыскание которой невозможно, противоречит названным нормам.
Между тем инспекцией в нарушение ст. 65, 71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, свидетельствующих о возможности взыскания как в бесспорном, так и в судебном порядке недоимки по налогам за 2004, 2005, 2006 гг., указанных в требованиях от 20.08.2007 N 17068, 17067, 7070, 17071, 17072; от 13.06.2007 N 9892, 9891, 9890, 9889, 9888, 9886, 9885, от 10.10.2007 N 22239, 22240, 22241, 22242, 22243, от 02.10.2007 N 20143, 20144, 20145, 20146, 20147, от 09.04.2007 N 5392, 5391, 5096, от 29.08.2007 N 18883, 18885, 18886, 18887, от 09.07.2007 N 12835, 12833, 12836, 12832, 12837, 1957, 1956, от 28.03.2007 N 1954, 1953, 1951, 1949, 1955, 1950; от 23.07.2007 N 15214, 15213, 15212, 15210, 15209, от 28.05.2007 N 7468, 7466, 7465, 7464, 7467, от 27.06.2007 N 11247, 11249, 11250, 11251, 11252, 11253, от 23.04.2007 N 5586, 5587, 5588, 5589, 5590, 5591, 5592, на которую начислены спорные суммы пеней.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно отказали налоговому органу в удовлетворении заявленных требований.
Доводам инспекции, изложенным в жалобе, судами дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки установленных судами фактов у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.03.2008 по делу N А07-18835/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, в качестве оснований взимания пеней должны быть указаны период, за который начисляются пени, и ставка рефинансирования."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 июля 2008 г. N Ф09-4963/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника