Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 11 июля 2008 г. N Ф09-4851/08-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - комитет) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.03.2008 (резолютивная часть от 03.03.2008) по делу N А76-25981/2007.
В судебном заседании приняли участие:
представители индивидуальных предпринимателей Адамчевского Игоря Валерьевича, Лейканда Константина Александровича - Гусева Н.С., Кузнецов В.А. (доверенность от 03.04.2007 N 74 АА 463049);
предприниматель Адамчевский И.В. (паспорт серии 75 03 N 587740 выдан 25.06.2003);
предприниматель Лейканд К.А. (свидетельство от 26.04.2004 серии 74 N 003023432).
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
Предприниматели Адамчевский И.В., Лейканд К.А. обратились в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации г. Челябинска (далее - администрация) о признании отказа в выкупе земельного участка площадью 1273 кв.м, расположенного по адресу: г. Челябинск, Советский район, ул. Кирова, д. 130, кадастровый номер 74:36:0408001:0011 не соответствующим закону, обязании администрации в 14-дневный срок со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу предоставить земельный участок путем заключения договора купли-продажи.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 09.01.2008 в качестве ответчиков к участию в деле привлечены глава г. Челябинска, комитет.
Заявителями в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнены заявленные требования, предприниматели просят признать отказ администрации в выкупе указанного земельного участка не соответствующим закону, обязать главу г. Челябинска в течение двух недель с момента вступления решения арбитражного суда в законную силу принять постановление "О предоставлении в собственность предпринимателю Лейканду К.А. и предпринимателю Адамчевскому И.В. земельного участка по ул. Кирова, д. 130", обязать комитет в течение семи дней со дня принятия постановления главы г. Челябинска заключить с предпринимателями договор купли-продажи земельного участка. Уточнение заявленных требований принято арбитражным судом.
В судебном заседании суда первой инстанции заявители от требований к главе г. Челябинска и к комитету отказались, отказ от части требований принят арбитражным судом.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.03.2008 (резолютивная часть от 03.03.2008) принят отказ предпринимателей Адамчевского И.В., Лейканда К.А. от требования об обязании главы г. Челябинска в течение двух недель принять постановление о предоставлении заявителям в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова, д. 130, и от требования об обязании комитета в течение семи дней со дня принятия постановления главы г. Челябинска заключить с заявителями договор купли-продажи указанного земельного участка, производство по делу в этой части прекращено. Требования предпринимателей Адамчевского И.В., Лейканда К.А. о признании незаконным, противоречащим положениям ст. 28, 36 Земельного Кодекса Российской Федерации, решения администрации, изложенного в письме от 29.10.2007 N 10-3505/07-0-1, об отказе предпринимателям Адамчевскому И.В., Лейканду К.А. в выкупе земельного участка площадью 1273 кв.м, расположенного по адресу: г. Челябинск, Советский район, ул. Кирова, д. 130, кадастровый номер 74:36:0408001:0011, удовлетворены. На администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем подготовки проекта договора купли-продажи названного земельного участка и направления его заявителям с предложением о его заключении в течение месяца с момента вынесения решения судом.
В порядке апелляционного производства решение суда первой инстанции не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, комитет просит обжалуемый судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Заявитель считает, что отказ администрации в выкупе названного земельного участка правомерен и соответствует действующему законодательству, поскольку на момент подачи предпринимателями заявки на выкуп земельного участка отсутствовала разработанная и утвержденная документация по планировке и межеванию территории в соответствии с п. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Кроме того, комитет указывает, что к заявке на выкуп земельного участка не были приложены все необходимые для приобретения земельного участка документы, предусмотренные п. 7 решения Челябинской городской Думы третьего созыва от 29.05.2006 N 13/3 "Об утверждении временного Порядка оформления документов о предоставлении земельных участков для эксплуатации, строительства, проектирования и реконструкции объектов на территории г. Челябинска", что согласно п. 51 названного решения является основанием для отказа в оформлении документов. Поскольку в компетенцию администрации не входит подготовка договоров купли-продажи земельных участков, следовательно, по мнению заявителя, решение суда первой инстанции не обладает признаком исполнимости.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматели Лейканд К.А., Адамчевский И.В. возражают против изложенных в ней доводов, считают их необоснованными, просят оставить в силе обжалуемый судебный акт.
Как установлено судом, Лейканд К.А., Адамчевский И.В. зарегистрированы администрацией Центрального района г. Челябинска в качестве индивидуальных предпринимателей, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесены соответствующие записи (т. 1, л.д. 15, 16).
Между обществом с ограниченной ответственностью "Партнер" (продавец) и предпринимателями Адамчевским И.В., Лейкандом К.А. (покупатели) 08.12.1999 заключен договор купли-продажи N 08/12/99 недвижимого имущества - склада N 9, расположенного по адресу; г. Челябинск, ул. Кирова, д. 130. Названный объект недвижимости приобретен покупателями в долевую собственность (по 1/2 доли в праве собственности; т. 1, л.д. 4-6).
Право собственности предпринимателей зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем 30.06.2005 выданы свидетельства о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 11, 12).
Начальником Территориального отдела N 4 Управления Роснедвижимости по Челябинской области утвержден кадастровый план земельного участка, на котором расположен склад, земельному участку присвоен кадастровый номер 74:36:0508001:0011 (т. 1, л.д. 8-10).
Предприниматели Лейканд К.А., Адамчевский И.В. 06.05.2007 обратились к главе г. Челябинска с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка, занятого названным объектом недвижимости и необходимого для его использования (т. 1, л.д. 13).
Администрацией г. Челябинска в письме от 29.10.2007 N 10-3505/07-0-1 отказано в выкупе земельного участка по тем основаниям, что в настоящее время отсутствует разработанная и утвержденная документация по планировке и межеванию территории в границах улиц Елькина, Карла Либкнехта, Орджоникидзе, Парка культуры и отдыха им. Пушкина (т. 1, л.д. 14).
Предприниматели Лейканд К.А., Адамчевский И.В., полагая, что отказ в выкупе земельного участка не соответствует действующему законодательству, нарушает их права и законные интересы, лишает их как собственников объекта недвижимости права на приватизацию земельного участка, занятого данным объектом, обратились в Арбитражный суд Челябинской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что согласно кадастровому плану земельный участок с кадастровым номером 74:36:0508001:0011, общей площадью 1273 кв.м, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова, д. 130, относится к землям населенных пунктов, в связи с чем полномочия по распоряжению спорным земельным участком, расположенным в границах г. Челябинска, осуществляются администрацией города. Поскольку действующим законодательством не предусмотрено такое основание для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, как отсутствие разработанной и утвержденной документации по планировке и межеванию территории, оспариваемый отказ противоречит нормам земельного законодательства и нарушает законные права предпринимателей на предоставление участка в собственность. Суд пришел к выводу, что доказательств наличия законных оснований для отказа заявителям в выкупе спорного земельного участка администрацией в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Указанные выводы суда являются правильными, основаны на нормах действующего законодательства.
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 11 названного Кодекса, согласно которой управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
На основании п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения предпринимателей с заявлением в администрацию, Федеральный закон от 03.10.2004 N 123-ФЗ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана; п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент обращения предпринимателей с заявлением в администрацию, Федеральный закон от 25.10.2001 N 136-ФЗ).
На основании приведенных норм права, а также с учетом того, что предпринимателями Лейкандом К.А., Адамчевским И.В. заявление о приватизации названного земельного участка подано в установленном законом порядке, спорный земельный участок не отнесен к землям, изъятым из оборота, отсутствие разработанной и утвержденной документации по планировке и межеванию территории не отнесено действующим законодательством к основаниям для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные требования.
При этом судом обоснованно отклонена ссылка заинтересованных лиц на то, что к заявке предпринимателей о выкупе названного земельного участка не были предоставлены все необходимые документы, поскольку доказательств данного факта в материалы дела не представлено, заявление предпринимателей о предоставлении земельного участка в собственность было принято к рассмотрению комиссией по продаже земельных участков администрации и рассмотрено 03.09.2007 (выписка из протокола заседания комиссии от 03.09.2007 N 52; т 1, л.д. 97-99).
Довод комитета о том, что решение суда первой инстанции не обладает признаком исполнимости, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку в силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации суд первой инстанции принял решение об обязании администрации устранить допущенные нарушения путем подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка в соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителей.
Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.03.2008 (резолютивная часть от 03.03.2008) по делу N А76-25981/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абз. 2 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения предпринимателей с заявлением в администрацию, Федеральный закон от 03.10.2004 N 123-ФЗ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана; п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент обращения предпринимателей с заявлением в администрацию, Федеральный закон от 25.10.2001 N 136-ФЗ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 июля 2008 г. N Ф09-4851/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника