Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 22 июля 2008 г. N Ф09-3697/08-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.11.2007 по делу N А76-15379/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Зуб С.Н. (доверенность от 08.07.2008 N 04-32/13835);
главы крестьянского (фермерского) хозяйства Марочкина Юрия Дмитриевича (далее - налогоплательщик) - Горшков Е.В. (доверенность от 07.02.2008 б/н).
Представители Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в городе Южноуральске Челябинской области, участвующего в деле в качестве 3-го лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в невозврате излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, в сумме 24725 руб. Также налогоплательщик просит обязать инспекцию произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 24725 руб.
Решением суда от 26.11.2007 инспекция обязана произвести возврат уплаченного сельскохозяйственного налога в сумме 24725 руб., ошибочно перечисленного в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации по коду бюджетной классификации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налогоплательщика.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2008 решение отменено на основании п. 4 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. К участию в деле в качестве 3-го лица привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в городе Южноуральске Челябинской области.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 заявленные требования налогоплательщика удовлетворены. Признано незаконным бездействие инспекции, выразившееся в отказе произвести возврат налогоплательщику излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 24725 руб. Инспекция обязана произвести налогоплательщику возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 24725 руб.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговый орган полагает, что Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее - Федеральный закон) не определен орган, производящий возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов.
Отзыв на кассационную жалобу инспекции налогоплательщиком не представлен.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик платежным поручением от 16.07.2007 N 008 уплатил единый сельскохозяйственный налог за 2007 г. в сумме 24725 руб. При этом налогоплательщиком в данном платежном поручении ошибочно указан код бюджетной классификации, соответствующий страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии.
Налогоплательщик обратился в инспекцию с заявлением произвести возврат излишне уплаченных денежных средств из бюджета на расчетный счет в сумме 24725 руб.
Инспекцией письмом 26.07.2007 N 10-24/20370 отказано в возврате данной суммы страховых взносов ввиду отсутствия оснований, установленных в действующем законодательстве для проведения возврата излишне уплаченных страховых взносов.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения налогоплательщика с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление налогоплательщика, апелляционный суд исходил из того, что налоговый орган обязан произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона установлено право страховщика -Пенсионного фонда Российской Федерации - и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поскольку Федеральный закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статья 2 Федерального закона предусматривает, что законодательство об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации состоит в том числе и из законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Таким образом, порядок осуществления возврата излишне уплаченных сумм сборов (страховых взносов) регулируется в соответствии с нормами, содержащимися в ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 7, 9 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В п. 13 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налогов и сборов, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Судами установлен и материалами дела подтверждается факт ошибочной уплаты налогоплательщиком страховых взносов.
Также апелляционным судом обоснованно указано, что в соответствии с Приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции от 23.12.2004 N 174-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба, то есть обязанность по возврату плательщику ошибочно уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно удовлетворил требования налогоплательщика.
Довод инспекции о неправильном применении апелляционным судом положений ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку основан на неправильном толковании указанных норм права.
С учетом изложенного постановление апелляционного суда следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по делу N А76-15379/07 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб. по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В п. 13 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налогов и сборов, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Судами установлен и материалами дела подтверждается факт ошибочной уплаты налогоплательщиком страховых взносов.
Также апелляционным судом обоснованно указано, что в соответствии с Приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции от 23.12.2004 N 174-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба, то есть обязанность по возврату плательщику ошибочно уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган.
...
Довод инспекции о неправильном применении апелляционным судом положений ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку основан на неправильном толковании указанных норм права."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 июля 2008 г. N Ф09-3697/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника