Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 июля 2008 г. N Ф09-5349/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае (далее -управление) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2008 по делу N А50-2693/08 Арбитражного суда Пермского края.
В судебном заседании принял участие представитель закрытого акционерного общества "Торговый дом "Подъемник" (далее - общество) - Мухина О.С. (доверенность от 18.01.2008 б/н).
Представители управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 21.02.2008 N 57-08/11 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 17.03.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2008 решение суда отменено, заявленные обществом требования удовлетворены.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на наличие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и необоснованное применение судом апелляционной инстанции положений ст. 2.9 Кодекса.
Общество в отзыве указало, что с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласно, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Пермской таможней проведена проверка соблюдения обществом валютного законодательства, в ходе которой было установлено нарушение положений п. 3.15 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам информации при осуществлении валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117), выразившееся в том, что при внесении дополнительным соглашением от 16.01.2007 N 8 изменения относительно суммы внешнеторгового контракта от 28.07.2005 N 43/К с АО "Транснациональная компания "Казхром" (Казахстан) общество не переоформило открытый им в филиале "Пермский" открытого акционерного общества "Альфа-банк" 27.10.2006 паспорт сделки, а открыло новый.
По результатам проверки Пермской таможней составлен протокол об административном правонарушении от 30.01.2008 N 10411000-54/2008.
По результатам рассмотрения материалов административного дела управлением вынесено постановление от 21.02.2008 N 57-08/11 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, в виде наложения штрафа в сумме 40000 руб.
Считая постановление управления незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия правовых оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления управления.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции указал на наличие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, однако посчитал возможными применить положения ст. 2.9 Кодекса и признал совершенное правонарушение малозначительным.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ч. 6 ст. 15.25 Кодекса несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 данного Закона.
В силу ч. 1 ст. 20 указанного Закона Банк России в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
Порядок оформления паспорта сделки при осуществлении валютных операций регламентирован разделом II Инструкции N 117.
В силу п. 3.3 Инструкции N 117 в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям по контракту резидент по каждому контракту оформляет один паспорт сделки в одном уполномоченном банке в порядке, указанном в приложении N 4 к данной Инструкции, и в соответствии с требованиями раздела II Инструкции N 117.
В случае внесения в контракт изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом паспорте сделки, либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки (за исключением случаев изменения наименования банка, при реорганизации банка только в случае преобразования (изменения организационно-правовой формы), резидент представляет в уполномоченный банк, в том числе два экземпляра паспорта сделки, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт, либо изменений иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки, а также документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт (п. 3.15, 3.15.1, 3.15.2 Инструкции N 117-И).
В соответствии с п. 3.17 Инструкции N 117 номер паспорта сделки, присвоенный при оформлении уполномоченным банком паспорта сделки, переносится в переоформленный паспорт сделки и сохраняется в неизменном виде до закрытия паспорта сделки и досье по паспорту сделки в уполномоченном банке.
Из приведенных положений Инструкции N 117 следует, что в случае внесения в контракт изменений на резидента возложена обязанность по переоформлению паспорта сделки.
Как видно из материалов дела, обществом в филиале "Пермский" открытого акционерного общества "Альфа-банк" был оформлен паспорт сделки от 27.10.2006 на сумму 12962000 руб. по контракту от 28.07.2005 N 43/К с АО "Транснациональная компания "Казхром" (Казахстан) на поставку продукции в Республику Узбекистан.
После обращения общества, последовавшего за подписанием с вышеназванным контрагентом дополнительного соглашения от 16.01.2007 N 8 к указанному внешнеторговому контракту о поставке товара на сумму 5390000 руб., в том же банке был оформлен новый паспорт сделки по причине неуказания резидентом номера ранее оформленного паспорта сделки, то есть в действиях общества имеется событие вменяемого административного правонарушения.
При этом суд апелляционной инстанции верно указал на то, что в действиях общества имеется вина в совершении вменяемого правонарушения в форме неосторожности.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, обоснован.
Вместе с тем ст. 2.9 Кодекса предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции сделал вывод о малозначительности административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела (нарушение не носит умышленного характера, вся информация по оформленным паспортам сделки представлена в уполномоченный банк в полном объеме и своевременно, а также ошибочность действий самого уполномоченного банка по оформлению нового паспорта сделки, тогда как он располагал сведениями о наличии у общества оформленного ранее паспорта сделки).
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2008 по делу N А50-2693/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"После обращения общества, последовавшего за подписанием с вышеназванным контрагентом дополнительного соглашения от 16.01.2007 N 8 к указанному внешнеторговому контракту о поставке товара на сумму 5390000 руб., в том же банке был оформлен новый паспорт сделки по причине неуказания резидентом номера ранее оформленного паспорта сделки, то есть в действиях общества имеется событие вменяемого административного правонарушения.
При этом суд апелляционной инстанции верно указал на то, что в действиях общества имеется вина в совершении вменяемого правонарушения в форме неосторожности.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, обоснован.
Вместе с тем ст. 2.9 Кодекса предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 июля 2008 г. N Ф09-5349/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника