Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 июля 2008 г. N Ф09-5289/08-С2
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 2008 г. N 14237/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" (далее - общество, страхователь) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.02.2008 по делу N А60-33879/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
филиала N 10 Государственного учреждения Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение, страховщик) - Корчуганов А.А. (доверенность от 24.10.2007 N 66Б 055311);
общества - Вагина М.В. (доверенность от 29.12.2007 N 11).
Страхователь обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения учреждения от 21.09.2007 N 72045, принятого по результатам камеральной проверки по вопросу своевременности представления отчетности по форме 4-ФСС, о начислении штрафа по п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон).
Основанием для начисления указанного штрафа явились выводы страховщика о повторном непредставлении обществом по месту нахождения структурного подразделения расчетной ведомости по форме 4-ФСС.
Решением суда от 13.02.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2008 решение суда оставлено без изменения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды сослались на наличие в действиях общества состава вышеуказанного правонарушения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное исследование судами имеющих значение для дела обстоятельств.
По мнению страхователя, порядок представления страховщику установленной отчетности им не нарушен, судами не исследованы обстоятельства повторности совершения обществом правонарушения, а также соблюдения учреждением порядка привлечения к ответственности.
Доводы жалобы судом кассационной инстанции изучены и оценены.
Рассматривая спор, суды правомерно установили наличие в действиях страхователя состава названного правонарушения, между тем судами не учтено следующее.
В силу п. 1 ст. 19 Закона нарушение установленного срока представления страховщику установленной отчетности или ее непредставление влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей, а повторное совершение указанных деяний в течение календарного года - в размере пяти тысяч рублей.
Привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения. Таким образом, привлечение к ответственности осуществляется в порядке, предусмотренном гл. 15 Кодекса, включая и положения о взыскании санкций.
В соответствии с п. 1, 2, 6 ст. 100 Кодекса в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
В силу п. 1, 2 ст. 101 Кодекса акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 данного Кодекса. Руководитель налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Согласно п. 14 ст. 101 названного Кодекса нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, акт камеральной проверки составлен страховщиком 23.08.2007.
Данный акт получен страхователем 03.09.2007.
Решение о привлечении к ответственности может быть принято не ранее 25.09.2007, тогда как датой вынесения оспариваемого ненормативного правового акта является 21.09.2007. О времени и месте рассмотрения материалов проверки общество надлежащим образом не извещено.
При таких обстоятельствах решение страхователя принято с нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, что является основанием для признания его недействительным.
С учетом изложенного выводы судов о законности вышеуказанного решения учреждения не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, что в силу подп. 2 п. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и принятия нового судебного акта.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.02.2008 по делу N А60-33879/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2008 по тому же делу отменить. Заявленные требования открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" удовлетворить.
Признать недействительным решение филиала N 10 Государственного учреждения Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.09.2007 N 72045.
Взыскать с Государственного учреждения Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 10) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению - 2000 руб., по апелляционной жалобе - 1000 руб., по кассационной жалобе - 1000 рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 1, 2 ст. 101 Кодекса акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 данного Кодекса. Руководитель налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Согласно п. 14 ст. 101 названного Кодекса нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 июля 2008 г. N Ф09-5289/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника