Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 июля 2008 г. N Ф09-5390/08-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области (далее - регистрирующий орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.04.2008 по делу N А47-10762/2007АК-34 по заявлению регистрирующего органа о признании недействительным решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Регистрирующий орган обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением от 20.12.2007 N 04-26/99544, при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Моткова Артура Геннадьевича, Седухина Сергея Александровича, общества с ограниченной ответственностью "Регионстройкомплектация" (далее - общество "Регионстройкомплектация") о признании недействительным своего решения от 19.09.2007 N 12422а о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества "Регионстройкомплектация".
Решением суда от 17.04.2008 требование регистрирующего органа оставлено без удовлетворения.
В порядке апелляционного производства указанное решение суда первой инстанции не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, регистрирующий орган просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное толкование судом ст. 197, п. 2 ст. 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 11 ст. 7 Закона "О налоговых органах Российской Федерации", ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19.09.2007 регистрирующим органом принято решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества "Регионстройкомплектация" N 12422а, в связи с чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) за основным государственным регистрационным номером 2075658412267 о внесении изменений в адрес общества: с адреса 460520, Оренбургская обл., Оренбургский р-н, с. Нежинка, ул. Куйбышева, д. 7 на адрес: 460000, г. Оренбург, ул. 60 лет Октября, д. 1/1.
В результате проведенной регистрирующим органом проверки достоверности адреса местонахождения общества "Регионстройкомплектация" установлено, что по указанному адресу общество отсутствует.
Полагая, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, не соответствует требованиям закона, нарушает права и законные интересы собственника указанного жилого дома, а также права неопределенного круга лиц и публичные интересы Российской Федерации, регистрирующий орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании ее недействительной.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что решение государственного органа может быть оспорено заинтересованным лицом, при этом возможность оспаривания государственным органом в судебном порядке своего собственного решения, а также участие в деле регистрирующего органа в качестве заявителя и ответчика законом не предусмотрена. Кроме того, доказательства недостоверности сведений о местонахождении общества "Регионстройкомплектация" в качестве юридического лица на момент подачи заявления о государственной регистрации заявителем не представлены.
Вывод суда первой инстанции является правильным и соответствует материалам дела.
В силу абз. 3 п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах в Российской Федерации" налоговые органы вправе предъявлять в суд и арбитражный суд иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица.
Статья 31 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает права налоговых органов, вместе с тем круг этих прав не ограничен данной статьей.
Абзац 3 п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах в Российской Федерации" не утратил силу после принятия Налогового кодекса Российской Федерации.
Однако решение о государственной регистрации юридического лица может быть оспорено другим налоговым органом или заинтересованным лицом.
В соответствии со ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании ненормативных актов рассматриваются арбитражным судом по заявлениям заинтересованного лица с требованием о признании недействительным ненормативного акта государственного органа по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в гл. 24 названного Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо, которые приняли этот ненормативный акт, решение.
Таким образом, решение государственного органа может быть оспорено заинтересованным лицом. Действующим законодательством не предоставлено право государственному органу оспаривать в судебном порядке свое собственное решение.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 4 и п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" местонахождение общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах.
При регистрации создаваемого юридического лица вместе с иными документами, определенными Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в регистрирующий орган подается заявление, в котором подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, сведения, содержащиеся в заявлении о государственной регистрации, достоверны (ст. 12 названного Федерального закона).
Обществом "Регионстройкомплектация" представлены в регистрирующий орган все необходимые для осуществления государственной регистрации документы. На момент вынесения решения о государственной регистрации изменений в учредительные документы общества - 19.09.2007 регистрирующего органа не было доказательств недостоверности сведений о местонахождении общества "Регионстройкомплектация".
Последующее изменение местонахождения общества "Регионстроикомплектация" и несообщение об этом в регистрирующий орган не может служить основанием для признания недействительным его решения о государственной регистрации, а является лишь основанием для решения вопроса о привлечении общества "Регионстройкомплектация" к ответственности, предусмотренной действующим законодательством.
Доводы заявителя, изложенные им в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции рассмотрены и отклонены в связи с их необоснованностью.
Таким образом, в удовлетворении заявления регистрирующего органа о признании недействительным решения от 19.09.2007 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества "Регионстройкомплектация", отказано правомерно.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.04.2008 по делу N А47-10762/2007АК-34 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо, которые приняли этот ненормативный акт, решение.
Таким образом, решение государственного органа может быть оспорено заинтересованным лицом. Действующим законодательством не предоставлено право государственному органу оспаривать в судебном порядке свое собственное решение.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 4 и п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" местонахождение общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах.
При регистрации создаваемого юридического лица вместе с иными документами, определенными Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в регистрирующий орган подается заявление, в котором подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, сведения, содержащиеся в заявлении о государственной регистрации, достоверны (ст. 12 названного Федерального закона)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 июля 2008 г. N Ф09-5390/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника