Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 4 августа 2008 г. N Ф09-5509/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Оренбургской таможни (далее - таможня) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.03.2008 по делу N А76-1738/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2008 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель таможни - Пирская Е.Н. (доверенность от 15.01.2008 N 10-51/15).
Представители открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Южно-Уральская железная дорога" (далее - общество, перевозчик), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным постановления таможни от 01.02.2008 N 10409000-1879/2007 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 16.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 31.03.2008 (резолютивная часть от 27.03.2008) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, таможня просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что судами не были учтены существенные обстоятельства, подтверждающие факт принятия утраченной перевозчиком пломбы в качестве средства таможенной идентификации.
Как следует из материалов дела, 04.12.2007 на станцию Бусловская прибыл железнодорожный вагон N 26740399. Согласно товарно-транспортной накладной N 609968 отправителем груза наложена пломба N 31883, а финскими железными дорогами - запорно-пломбировочные устройства N 79150, 79151, 79153. Выборгской таможней перевозчику было дано разрешение на международный таможенный транзит товаров с доставкой в Оренбургскую таможню в срок до 15.01.2008 за пломбами отправителя, о чем таможней в таможенной декларации проставлен штамп. При прибытии вагона N 26740399 на территорию зоны таможенного контроля в г. Оренбурге таможней было установлено отсутствие пломбы N 79150.
По данному факту 18.12.2007 таможней возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, составлен протокол об административном правонарушении от 17.01.2008, на основании которого вынесено постановление от 01.02.2008 N 10409000-1879/2007 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 16.11 Кодекса, в виде наложения штрафа в сумме 5100 руб.
Посчитав, что оспариваемое постановление таможни незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что таможней не представлено доказательств применения пломбы N 79150 в качестве средства таможенной идентификации, а потому привлечение общества к административной ответственности, установленной ст. 16.11 Кодекса, необоснованно.
Выводы судов являются правильными, основаны на материалах дела и действующем законодательстве.
Статьей 16.11 Кодекса предусмотрена ответственность за уничтожение, удаление, изменение либо замену средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа, а равно повреждение либо утрату таких средств идентификации.
В соответствии с п. 1 ст. 390 Таможенного кодекса Российской Федерации для идентификации товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, могут быть использованы пломбы, печати, буквенная и иная маркировка, идентификационные знаки, транспортные (перевозочные) документы, проставлены штампы, взяты пробы и образцы товаров, произведено подробное описание товаров и транспортных средств, составлены чертежи, изготовлены масштабные изображения, фотографии, иллюстрации, другие средства идентификации.
Согласно п. 2 ст. 390 Таможенного кодекса Российской Федерации средства идентификации могут уничтожаться или изменяться (заменяться) только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении, уничтожении или о повреждении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы. Об изменении, удалении, уничтожении или о замене средств идентификации таможенным органом составляется акт по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. При этом в соответствии с п. 3 ст. 390 Таможенного кодекса Российской Федерации положения п. 2 ст. 390 распространяются на случаи, когда в качестве средств идентификации для таможенных целей используются пломбы, печати или иные средства идентификации, наложенные таможенными органами иностранных государств.
Для целей идентификации таможенный орган отправления вправе использовать и пломбы отправителя товаров, что прямо предусмотрено ст. 83 Таможенного кодекса Российской Федерации. При этом ответственность за утрату средств идентификации, наложенных отправителем, наступает только в том случае, если они использовались в качестве средства идентификации российским таможенным органом.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, товар, следовавший в вагоне N 26740399, ввезен на территорию Российской Федерации за одной пломбой отправителя - N 31883 и тремя запорно-пломбировочными устройствами финских железных дорог - N 79150, 79151, 79153. Выборгской таможней дано разрешение на международный транзит указанного товара за пломбами отправителя.
Суды, исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам, содержащимся в ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что утраченная пломба N 79150 не использовалась таможней в качестве средства таможенной идентификации. Кроме того, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что из материалов административного дела невозможно сделать однозначный вывод о том, какие конкретно средства идентификации (за какими номерами, с какими техническими характеристиками и в каком количестве) имелись в ввиду при выдаче разрешения Выборгской таможней на международный таможенный транзит товара в вагоне N 26740399.
При таких обстоятельствах суды, руководствуясь ст. 1.5, 2.1 Кодекса, ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной ст. 16.11 Кодекса, признали постановление таможни от 01.02.2008 N 10409000-1879/2007 незаконным и отменили его.
Доводы таможни, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.03.2008, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2008 по делу N А76-1738/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Оренбургской таможни - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам, содержащимся в ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что утраченная пломба N 79150 не использовалась таможней в качестве средства таможенной идентификации. Кроме того, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что из материалов административного дела невозможно сделать однозначный вывод о том, какие конкретно средства идентификации (за какими номерами, с какими техническими характеристиками и в каком количестве) имелись в ввиду при выдаче разрешения Выборгской таможней на международный таможенный транзит товара в вагоне N 26740399.
При таких обстоятельствах суды, руководствуясь ст. 1.5, 2.1 Кодекса, ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной ст. 16.11 Кодекса, признали постановление таможни от 01.02.2008 N 10409000-1879/2007 незаконным и отменили его."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 августа 2008 г. N Ф09-5509/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника