Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 5 августа 2008 г. N Ф09-5505/08-С6
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 марта 2009 г. N Ф09-1642/09-С6
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 15429/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 декабря 2008 г. N 15429/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Фонда развития жилищного строительства и реконструкции предприятий строительной индустрии Челябинска "Монолит-Инвест" (далее - Фонд "Монолит-Инвест") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.03.2008 (резолютивная часть от 05.03.2008) по делу N А76-26787/2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
Фонда "Монолит-Инвест" - Пшеничникова А.С. (доверенность от 04.06.2008);
Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска (далее - управление архитектуры) - Патук Ю.С. (доверенность от 31.01.2008 N 631/юр).
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Фонд "Монолит-Инвест" обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к администрации г. Челябинска (далее - администрация) о признании недействительным отказа, содержащегося в письме от 09.11.2007, исх. N 7747/6ц, в предоставлении Фонду "Монолит-Инвест" земельного участка по ул. Коммуны в Центральном районе г. Челябинска, площадью 0,3644 га, для строительства административного здания, а также об обязании администрации устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем предоставления Фонду "Монолит-Инвест" названного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.03.2008 (резолютивная часть от 05.03.2008) заявленные требования Фонда "Монолит-Инвест" удовлетворены, признан недействительным как не соответствующий подп. 3, 4 п. 4, п. 6 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации отказ администрации, содержащийся в письме от 09.11.2007, исх. N 7747/6ц, в предоставлении Фонду "Монолит-Инвест" земельного участка площадью 0,3644 га по ул. Коммуны в Центральном районе г. Челябинска для строительства административного здания.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Фонд "Монолит-Инвест" просит обжалуемые судебные акты изменить, дополнить резолютивную часть обязанием администрации устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем предоставления спорного земельного участка для строительства административного здания. Заявитель полагает, что вывод судов об отсутствии у Фонда "Монолит-Инвест" права на приобретение названного земельного участка без проведения торгов ввиду отсутствия в материалах дела письменного соглашения о комплексном освоении в целях жилищного строительства и реконструкции жилого квартала, заключенного до 30.12.2004, а также того обстоятельства, что предоставление административного здания с подземным гаражом противоречит п. 15 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 5 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, сделан при неправильном применении норм гл. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации и не соответствует материалам дела. Фонд "Монолит-Инвест" полагает, что наличие и исполнение данного соглашения, достигнутого в устной форме, подтверждено материалами дела: согласованной проектной документацией, актами сноса жилых домов, договорами с жильцами сносимого жилья, актами государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию трех секций жилого дома, поэтапным предоставлением администрацией земельных участков в аренду для строительства. По мнению заявителя, принятие на себя Фондом "Монолит-Инвест" и администрацией обязанностей по совершению действий, связанных с реконструкцией территории квартала в границах ул. Энгельса, Энтузиастов, Коммуны, просп. Ленина, повлекло возникновение обязанности заинтересованного лица по предоставлению земельного участка в аренду для строительства без проведения торгов. Фонд "Монолит-Инвест" указывает, что подземный гараж предполагалось построить совмещенным с административным зданием в составе третьей очереди строительства в соответствии с проектом реконструкции квартала.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что Фонд "Монолит-Инвест" в письме от 13.08.2007 N 203 обратился к главе г. Челябинска с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 0,3644 га для строительства административного здания. В указанном письме выражено согласие заявителя на участие в торгах в соответствии с земельным законодательством (т. 1, л.д. 7).
Управление архитектуры в письме от 09.11.2007 N 7747/6ц отказало в дальнейшей работе по заявлению Фонда "Монолит-Инвест" в связи с отсутствием проекта межевания территории запрашиваемого участка, а также указало на то, что земельный участок не сформирован для торгов, за информацией о процедуре проведения торгов рекомендовано обратиться в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г. Челябинска (т. 1, л.д. 8).
Фонд "Монолит-Инвест", считая, что отказ ГУАиГ в рассмотрении заявления является отказом в предоставлении спорного земельного участка для строительства и что данный отказ противоречит действующему земельному законодательству, обратился в Арбитражный суд Челябинской области с соответствующим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды с учетом п. 11 ст. 22 Закона Челябинской области от 28.08.2003 N 171-ЗО "О земельных отношениях", п. 1.1 Положения о главном управлении архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска (Приложение N 1 к постановлению главы г. Челябинска от 27.12.2000 N 1947-п), разъяснений, данных в п. 48 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пришли к выводу о том, что оспариваемое письмо управления архитектуры от 09.11.2007 N 7747/6ц является официальным отказом, то есть ненормативным правовым актом, порождающим соответствующие правовые последствия, возможность оспаривания которого предусмотрена действующим законодательством.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду Положение о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска, утвержденное Постановлением Главы города Челябинска от 24 марта 1999 г. N 386-п
Удовлетворяя заявленные требования в части признания отказа в предоставлении земельного участка, выраженного в названном письме, недействительным, суды, руководствуясь ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 35 Устава г. Челябинска, Положением о Главном управлении архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска (Приложение N 1 к постановлению главы г. Челябинска от 27.12.2000 N 1947-п), исходили из того, что письмо-отказ от 09.11.2007 N 7747/6ц подписано начальником управления архитектуры с превышением его полномочий.
Как установлено судами, отказ в предоставлении земельного участка Фонду "Монолит-Инвест", выраженный в письме управления архитектуры от 09.11.2007 N 7747/6ц, мотивирован отсутствием проекта межевания территории в составе проекта реконструкции квартала в границах ул. Коммуны, Энгельса, Энтузиастов, просп. Ленина и тем, что запрашиваемый земельный участок не сформирован для торгов.
Вместе с тем при разрешении данного спора подлежит применению п. 15 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому до 30 декабря 2007 г. земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий: соглашение заключено с таким лицом до 30 декабря 2004 г.; соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с названным пунктом указанные обязательства выполнены полностью.
Суды, отказывая в удовлетворении требований об обязании администрации предоставить Фонду "Монолит-Инвест" спорный земельный участок в аренду без проведения торгов, пришли к выводу о том, что названное право могло возникнуть у Фонда "Монолит-Инвест" при соблюдении условия, предусмотренного п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.01.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а именно заключения до 30.12.2004 соглашения о предоставлении земельного участка в аренду для жилищного строительства. При этом апелляционный суд указал на недоказанность наличия данного соглашения.
Однако действующим законодательством не предусмотрено требование о том, что соглашение о предоставлении земельного участка в аренду лицу для комплексного освоения в целях жилищного строительства должно быть оформлено в форме одного подписанного сторонами документа.
Как усматривается из материалов дела, постановлением главы г. Челябинска от 27.07.1999 N 1002-П закрытому акционерному обществу "Монолит" (в соответствии с постановлением главы г. Челябинска от 31.03.2000 N 384-П - Фонду "Монолит-Инвест") предоставлен в аренду земельный участок площадью 0,29 га, расположенный в Центральном районе г. Челябинска в квартале по ул. Энгельса, д. 26, для проектирования и строительства жилого дома со встроенными помещениями. На арендатора возложена обязанность разработать проект реконструкции жилого квартала: просп. Ленина - ул. Коммуны - ул. Энтузиастов - ул. Энгельса, проект индивидуального жилого дома со встроенными помещениями; получить разрешение на строительство в Госархстройнадзоре; компенсировать администрации 6% жилой площади для освобождения площадок под строительство инженерных сооружений; компенсировать утрату инфраструктуры Агроинженерного университета путем достройки нового учебного корпуса (т. 1, л.д. 118, 119).
Постановлением главы г. Челябинска от 20.09.2001 N 219-П Фонду "Монолит-Инвест" предписано организовать выкуп земельных участков с находящимися на них объектами недвижимости (с учетом стоимости предоставляемого жилья), снос объектов недвижимости и расселение граждан из домов, подлежащих сносу. На Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска возложена обязанность после исполнения мероприятий по выкупу земельных участков и расселению жильцов домов передать Фонду "Монолит-Инвест" в аренду земельный участок для проектирования и строительства второй и третьей очередей реконструкции и строительства жилого квартала в районе просп. Ленина - ул. Коммуны - ул. Энтузиастов - ул. Энгельса (т. 1, л.д. 90).
Постановлением главы г. Челябинска от 06.09.2004 N 1570 Фонду "Монолит-Инвест" поручено за счет собственных средств снести комплекс нежилых зданий, расположенных по адресу: г. Челябинск, ул. Коммуны, д. 131; выплатить муниципальному образованию "Город Челябинск" компенсацию за снос; передать безвозмездно в качестве дополнительной компенсации в муниципальную казну нежилое помещение для размещения детского клуба. Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска предписано заключить с Фондом "Монолит-Инвест" договор аренды земельного участка для строительства третьей очереди в соответствии с проектом застройки жилого квартала (т. 1, л.д. 101).
Постановлением главы г. Челябинска от 19.01.2005 N 60-П Фонду "Монолит-Инвест" разрешено проектирование и строительство третьей очереди жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, предписано оформить разрешение на строительство и выполнение строительно-монтажных работ (т. 2, л.д. 31).
В материалы дела представлены документы, из содержания которых усматривается факт осуществления Фондом "Монолит-Инвест" следующей деятельности во исполнение названных постановлений главы г. Челябинска:
- разработки, согласования и утверждения проекта поочередной реконструкции квартала в границах ул. Энгельса - ул. Коммуны - ул. Энтузиастов - просп. Ленина (архитектурно-планировочное задание на разработку проекта административного здания с подземным гаражом по ул. Коммуны; свидетельство о согласовании проектной документации от 22.12.2003 проекта застройки жилого квартала на основании постановления главы г. Челябинска от 27.07.1999 N 1002-п и архитектурно-планировочного задания Главархитектуры от 02.09.1999 N 9665; свидетельство о согласовании проектной документации от 20.09.2005 N 573 административного здания с пандусом и подземным гаражом; заключение Управления Главгосэкспертизы России по Челябинской области от 23.04.2004 N 240/2; сводное заключение по рабочему проекту административного здания с подземным гаражом по ул. Коммуны от 30.09.2005 N 852/2; т. 1, л.д. 99, 120-126; т. 2, л.д. 22-30);
- сноса и расселения путем выкупа ветхих жилых домов (акты от 27.02.2001, 29.08.2004 о сносе объектов недвижимости - жилых домов и подворных построек, в том числе подземных сооружений, находящихся по адресам: пер. Кордонный, д. 1а, д. 2; договор от 23.08.2004 N 1 купли-продажи земли и жилого дома, заключенный между Фондом "Монолит-Инвест" (покупатель) и собственниками долей в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: г. Челябинск, Центральный район, пер. Кордонный, д. 1; т. 2, л.д. 37-39, 43, 44);
- выплаты компенсации муниципальному образованию "Город Челябинск" за снос объектов недвижимости (договор от 04.10.2004 о порядке выплаты компенсации в связи со сносом комплекса нежилых зданий в целях освобождения территории для строительства третьей очереди застройки квартала: ул. Энгельса - ул. Коммуны - ул. Энтузиастов - просп. Ленина в соответствии с проектом; т. 1, л.д. 31);
- строительства и введения в эксплуатацию объектов по ул. Энгельса, д. 26а: 7-9- этажного 32-квартирного жилого дома (первая очередь строительства), 12-этажного 52-квартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями и встроенных нежилых помещений 12-го этажа (вторая очередь), трансформаторной подстанции N 2092 (распоряжения заместителя главы г. Челябинска от 06.06.2003 N 794-И, от 09.12.2004 N 2259-Н; т. 1, л.д. 127-153; т. 2, л.д. 1-15);
- строительства и введения в эксплуатацию трансформаторной подстанции во дворе дома N 26а по ул. Энгельса (стройка в квартале просп. Ленина - ул. Коммуны - ул. Энтузиастов - ул. Энгельса), право собственности на подстанцию зарегистрировано 23.08.2005 (распоряжение заместителя главы г. Челябинска от 14.12.2004 N 2306-И; т. 1, л.д. 106-111);
- получения разрешения администрации г. Челябинска от 28.08.2007 на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по ул. Энгельса, д. 26а (третья очередь строительства; т. 2, л.д. 17);
- получения разрешения и проведения работы по прокладке внеплощадочных сетей электроснабжения и теплоснабжения к строящемуся жилому комплексу по ул. Энгельса, д. 26 (разрешения от 04.05.2005, 07.06.2005 на прокладку теплотрассы, вынос канализации по ул. Энгельса, ул. Коммуны, распоряжение главы г. Челябинска от 22.07.2002 N 1050 о разрешении организации данных работ, справки о стоимости выполненных работ; т. 1, л.д. 36, 37; т. 2, л.д. 45, 48-114).
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии до 30.12.2004 соглашения между Фондом "Монолит-Инвест" и администрацией о комплексном освоении земельного участка в целях жилищного строительства и об исполнении его сторонами.
Тем самым, право заявителя на продолжение строительства оказалось нарушенным.
В соответствии с ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Суд кассационной инстанции, принимая во внимание, что администрацией в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не доказана невозможность предоставления спорного земельного участка Фонду "Монолит-Инвест" в аренду для строительства административного здания с подземным гаражом, считает возможным дополнить резолютивную часть решения суда первой инстанции и возложить на администрацию обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем разработки проекта договора аренды названного земельного участка и направления его Фонду "Монолит-Инвест".
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат изменению с учетом изложенного в мотивировочной части постановления суда кассационной инстанции, резолютивная часть решения подлежит дополнению.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.03.2008 (резолютивная часть от 05.03.2008) по делу N А76-26787/2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2008 по тому же делу изменить.
В пункте 2 резолютивной части решения фразу: "как не соответствующий п.п. 3, п.п. 4 п. 4, п. 6 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации" заменить фразой: "как не соответствующий абзацам 1, 2, 3 пункта 15 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Дополнить пункт 2 резолютивной части решения следующим абзацем: "Обязать администрацию города Челябинска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления Фонду развития жилищного строительства и реконструкции предприятий строительной индустрии Челябинска "Монолит-Инвест" до 16.09.2008 проекта договора аренды земельного участка по ул. Коммуны в Центральном районе г. Челябинска площадью 0,3644 га, кадастровый номер 74:36:05:06 002:0025, для строительства административного здания с подземным гаражом".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами, отказ в предоставлении земельного участка Фонду "Монолит-Инвест", выраженный в письме управления архитектуры от 09.11.2007 N 7747/6ц, мотивирован отсутствием проекта межевания территории в составе проекта реконструкции квартала в границах ул. Коммуны, Энгельса, Энтузиастов, просп. Ленина и тем, что запрашиваемый земельный участок не сформирован для торгов.
Вместе с тем при разрешении данного спора подлежит применению п. 15 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому до 30 декабря 2007 г. земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий: соглашение заключено с таким лицом до 30 декабря 2004 г.; соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с названным пунктом указанные обязательства выполнены полностью.
Суды, отказывая в удовлетворении требований об обязании администрации предоставить Фонду "Монолит-Инвест" спорный земельный участок в аренду без проведения торгов, пришли к выводу о том, что названное право могло возникнуть у Фонда "Монолит-Инвест" при соблюдении условия, предусмотренного п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.01.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а именно заключения до 30.12.2004 соглашения о предоставлении земельного участка в аренду для жилищного строительства. При этом апелляционный суд указал на недоказанность наличия данного соглашения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 августа 2008 г. N Ф09-5505/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника