Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 4 августа 2008 г. N Ф09-4926/08-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) в лице Управления Федерального казначейства по Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 07.03.2008 по делу N А34-4264/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Жилищно-строительный кооператив N 2 АО "Кургансельмаш" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Курганской области с иском (с учетом его уточнения) к Минфину России, третье лицо - муниципальное учреждение "Центр социальной защиты населения города Кургана" (далее - учреждение социальной защиты населения), о взыскании за счет средств казны Российской Федерации 10905 руб. 88 коп. убытков (без налога на добавленную стоимость), возникших в результате невозмещения расходов, связанных с предоставлением в 2006 г. отдельным категориям граждан льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на основании Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (далее - Указ Президента "О мерах по социальной поддержке многодетных семей").
Определением суда первой инстанции от 29.10.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление федерального казначейства по Курганской области и Финансовое управление Курганской области.
Решением суда от 07.03.2008 (резолютивная часть от 03.03.2008) заявленные требования удовлетворены, с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу кооператива взыскано 10905 руб. 88 коп. убытков.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2008 (резолютивная часть от 13.05.2008) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Минфин России просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать кооперативу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя кассационной жалобы, обязанности по перечислению денежных средств в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год" на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных федеральными законами, выполнены им в полном объеме в пределах лимитов и ассигнований, установленных названным Законом. Кроме того, кассатор считает, что суды сделали неправильный вывод о правовой природе правоотношений, возникших в данном споре, поскольку правоотношения непосредственно между Российской Федерацией и кооперативом ни из закона, ни из договора не возникали.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между учреждением социальной защиты населения и кооперативом 25.04.2006 заключен договор, утвержденный постановлением администрации г. Кургана от 16.06.2006 N 3412, регулирующий правоотношения сторон по предоставлению отчетности и возмещению расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Сторонами установлено, что действие данного договора распространяется на отношения сторон в период с 01.01.2006 по 31.12.2006.
Полагая, что в результате недостаточного компенсирования фактически предоставленных в течение 2006 г. льгот, предусмотренных Указом Президента "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", у кооператива образовались убытки в сумме 10905 руб. 88 коп., последний обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что наличие и размер не возмещенных истцу расходов подтверждается материалами дела, и, поскольку федеральный законодатель не исполнил своих обязанностей по урегулированию порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом Президента "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", возмещение расходов должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, согласился с этими выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, исследовав материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно подп. "б" п. 1 Указа Президента "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" для многодетных семей предусмотрено предоставление скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией. При этом в п. 3 данного Указа Минфину России совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.
В соответствии с п. 2 совместного письма Минфина России и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 29.06.1992 N 51/1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" предоставление многодетным семьям перечисленных скидок по оплате производится за счет местных бюджетов.
Однако решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 N ГКПИ 03-139 п. 2 названного письма признан недействующим как противоречащий федеральным законам и нарушающий права местного самоуправления.
Иными правовыми актами порядок финансирования затрат, связанных с предоставлением льгот многодетным семьям, не установлен. В то же время отсутствие такого порядка не может являться основанием для возложения расходов, связанных с предоставлением льгот, установленных Указом Президента Российской Федерации, на коммерческую организацию за счет ее собственных средств.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 09.04.2002 N 68-О разъяснил, что если федеральный законодатель, имея достаточно времени, не выполнил своих обязанностей по урегулированию данного вопроса, то возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот, должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. При этом факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализацией установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Следовательно, поскольку вопрос о распределении соответствующих расходов между бюджетами всех уровней до настоящего времени не урегулирован, затраты на предоставление льгот, предусмотренных Указом Президента "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 16, 1069 названного Кодекса убытки, причиненные юридическому лицу в результате бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 данного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Предоставление кооперативом в течение 2006 г. многодетным семьям льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании Указа Президента "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", а также сумма понесенных в связи с этим расходов подтверждаются актом сверки расчетов между кооперативом и учреждением социальной защиты населения; реестром льготников; счетами-фактурами.
Суды обеих инстанций, установив, что в федеральном бюджете на 2006 г. расходы по возмещению льгот, предоставленных многодетным семьям во исполнение Указа Президента "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", предусмотрены не были и Курганской области не выделялись, обоснованно пришли к выводу о причинении кооперативу убытков, которые подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
При таких обстоятельствах суды правомерно взыскали с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу кооператива 10905 руб. 88 коп. убытков, возникших у последнего вследствие недостаточного финансирования в 2006 г. возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по Указу Президента "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Доводы Минфина России о выполнении им своих обязательств в полном объеме, а также о том, что кооператив не состоит в правоотношениях с Российской Федерацией, подлежат отклонению. Право требования возмещения с Российской Федерации понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 07.03.2008 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2008 по делу N А34-4264/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курганской области - без удовлетворения.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предоставление кооперативом в течение 2006 г. многодетным семьям льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании Указа Президента "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", а также сумма понесенных в связи с этим расходов подтверждаются актом сверки расчетов между кооперативом и учреждением социальной защиты населения; реестром льготников; счетами-фактурами.
Суды обеих инстанций, установив, что в федеральном бюджете на 2006 г. расходы по возмещению льгот, предоставленных многодетным семьям во исполнение Указа Президента "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", предусмотрены не были и Курганской области не выделялись, обоснованно пришли к выводу о причинении кооперативу убытков, которые подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.
При таких обстоятельствах суды правомерно взыскали с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу кооператива 10905 руб. 88 коп. убытков, возникших у последнего вследствие недостаточного финансирования в 2006 г. возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по Указу Президента "О мерах по социальной поддержке многодетных семей"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 августа 2008 г. N Ф09-4926/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника