Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 11 августа 2008 г. N Ф09-5573/08-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Соль-Илецком районе Оренбургской области (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.05.2008 по делу N А47-1643/08.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Титоренко Алексея Геннадьевича (далее - предприниматель) 10000 руб. штрафа.
Решением суда от 19.05.2008 в удовлетворении заявления отказано.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, учреждение просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления, ссылаясь на нарушение судом положений ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции считает, что выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и действующему законодательству.
В отношении предпринимателя проведена проверка своевременности регистрации страхователя в Пенсионном фонде Российской Федерации, по результатам проверки составлен акт от 25.01.2008 N 3 и принято решение от 04.02.2008 N 3 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение п. 1 ст. 27 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) в виде штрафа в сумме 10000 руб.
В ходе проверки установлено, что предприниматель 05.05.2007 заключил трудовые договоры с Титоренко Т.А. и Голенко Е.А., а в органе Пенсионного фонда Российской Федерации зарегистрировался в качестве страхователя - физического лица, производящего выплаты в пользу физических лиц, только 25.01.2008, то есть по истечении более 90 дней со дня заключения трудовых договоров. Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения предпринимателя к ответственности.
Учреждением в адрес предпринимателя выставлено требование от 13.02.2008 N 4 об уплате штрафа с добровольным сроком для исполнения - 13.02.2008.
Копия названного требования направлена индивидуальному предпринимателю по почте и вручена ему 20.02.2008.
Неисполнение требования учреждения об уплате штрафа в добровольном порядке послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о его взыскании.
Суд, установив факт нарушения учреждением положений ст. 101 Кодекса при привлечении предпринимателя к ответственности, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Согласно п. 1 ст. 11 Закона N 167-ФЗ регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика. Регистрация физических лиц, заключивших трудовые договоры с работниками, а также выплачивающих по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, - по месту жительства указанных физических лиц на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня заключения соответствующих договоров.
В силу п. 1 ст. 27 Закона N 167-ФЗ нарушение страхователем установленного ст. 11 названного Закона срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации более чем на 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10000 руб.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, названный срок регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации предпринимателем нарушен.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с осуществлением контроля за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 2 ст. 101 Кодекса установлено, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Согласно п. 14 ст. 101 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что предприниматель извещался о рассмотрении материалов проверки, назначенном на 03.02.2008. Однако решение о привлечении предпринимателя к ответственности вынесено учреждением 04.02.2008 в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, либо его законного представителя. При этом доказательств извещения предпринимателя о рассмотрении материалов дела на дату фактического вынесения решения (04.02.2008) учреждением не представлено.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что неисполнение учреждением требований ст. 101 Кодекса и лишение предпринимателя права на представление возражений и объяснений является существенным нарушением порядка вынесения решения о привлечении к ответственности.
При таких обстоятельствах правильным является вывод суда о наличии в действиях учреждения существенных нарушений порядка привлечения предпринимателя к ответственности и, следовательно, об отсутствии оснований для удовлетворения требований учреждения и взыскания с предпринимателя штрафа в сумме 10000 руб. за нарушение страхователем установленного срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации.
Доводы учреждения, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.05.2008 по делу N А47-1643/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Соль-Илецком районе Оренбургской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 14 ст. 101 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что предприниматель извещался о рассмотрении материалов проверки, назначенном на 03.02.2008. Однако решение о привлечении предпринимателя к ответственности вынесено учреждением 04.02.2008 в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, либо его законного представителя. При этом доказательств извещения предпринимателя о рассмотрении материалов дела на дату фактического вынесения решения (04.02.2008) учреждением не представлено.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что неисполнение учреждением требований ст. 101 Кодекса и лишение предпринимателя права на представление возражений и объяснений является существенным нарушением порядка вынесения решения о привлечении к ответственности."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 августа 2008 г. N Ф09-5573/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника