Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 августа 2008 г. N Ф09-5286/08-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.02.2008 (резолютивная часть от 12.02.2008) по делу N А60-27596/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2008 (резолютивная часть от 22.04.2008) по тому же делу.
В судебном заседании, назначенном на 11.08.2008, приняли участие представители:
территориального управления - Захарченко А.В. (доверенность от 21.07.2008 N АЛ-5655);
открытого акционерного общества "Кировградский завод твердых сплавов" (далее - общество "КЗТС") - Паньшина А.Н. (доверенность от 09.01.2008 N 022/7).
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, назначенном на 11.08.2008, был объявлен перерыв до 09 ч 15 мин 13.08.2008.
После перерыва в судебном заседании приняли участие те же представители.
Территориальное управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о признании недействительным зарегистрированного за обществом "КЗТС" права собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:49:0000000:0009 площадью 150543 кв.м.
Определениями Арбитражного суда Свердловской области от 14.11.2007, 14.01.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Специализированное государственной учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" (далее - учреждение РФФИ), Управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области, Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Уральскому федеральному округу.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.02.2008 (резолютивная часть от 12.02.2008) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2008 (резолютивная часть от 22.04.2008) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, территориальное управление просит обжалуемые судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель считает, что представленная в материалы дела совокупность доказательств позволяет сделать вывод о том, что спорный земельный участок загрязнен опасными отходами и в силу ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации относится к земельным участкам, ограниченным в обороте, следовательно, право собственности общества "КЗТС" на спорный земельный участок возникло на основании ничтожной сделки в силу ст. 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, по мнению территориального управления, не имеет значения то обстоятельство, что перечень об отнесении земельных участков в собственность Российской Федерации утвержден позднее государственной регистрации права собственности ответчика, законные интересы Российской Федерации являются нарушенными.
В отзыве на кассационную жалобу общество "КЗТС" возражает против изложенных в ней доводов, считает их несостоятельными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, в соответствии с приказом Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Свердловской области от 03.08.2004 N 634 обществу "КЗТС" были предоставлены в собственность в порядке приватизации земельные участки, на которых расположен имущественный комплекс ответчика, в том числе земельный участок с кадастровым номером 66:49:0000000:0009 площадью 150543 кв.м, ранее находившийся у ответчика на праве постоянного (бессрочного) пользования. На указанном участке находится промплощадка для захоронения отходов общества "КЗТС". В соответствии с п. 3 названного приказа ответчик был обязан обеспечить государственную регистрацию права собственности на передаваемые ему в собственность земельные участки (т. 1, л.д. 45-48).
На основании указанного приказа между учреждением "РФФИ" (продавец) и обществом "КЗТС" (покупатель) 07.10.2004 заключен договор купли-продажи земельных участков, в том числе спорного земельного участка. Право собственности общества "КЗТС" на спорный земельный участок зарегистрировано Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области 10.12.2004 (т. 1, л.д. 49-52, 70).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.09.2005 N 1441-р утвержден перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности. В перечне N 65:808 к данному распоряжению указан и участок N 66:49:0000000:0009 (поз. 3). В п. 2 названного распоряжения органам Росимущества предписано обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанные в перечнях к распоряжению участки (т. 1, л.д. 12, 13).
Территориальное управление во исполнение данного распоряжения Правительства Российской Федерации обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области с заявлением о регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Решением от 28.03.2006 N 01/-37/2006-142 Главное управление Федеральной регистрационной службы отказало Российской Федерации в регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:49:0000000:0009 в связи с ранее произведенной регистрацией права собственности на этот земельный участок за обществом "КЗТС" (т. 1, л.д. 14).
Территориальное управление, считая, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.09.2005 спорный земельный участок отнесен к числу участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, в связи с чем зарегистрированное право собственности общества "КЗТС" на данный земельный участок нарушает права и законные интересы Российской Федерации, кроме того, спорный земельный участок, являясь промплощадкой для захоронения отходов, в силу ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен в обороте и не может находиться в частной собственности, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим иском.
Суды отказали в удовлетворении исковых требований, придя к выводам о том, что истцом не доказано в совокупности наличие у него права собственности на оспариваемый земельный участок на момент совершения сделки купли-продажи данного имущества и государственной регистрации права собственности ответчика на него, а также, что договор купли-продажи N 191 не соответствует требованиям, установленным ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данные выводы судов являются правильными, основанными на надлежащей правовой оценке представленных в материалы дела доказательств.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Зарегистрированное право может быть оспорено в судебном порядке.
Исходя из предмета заявленных требований, учитывая, что спорный земельный участок на момент принятия решения о его приватизации относился к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение им в соответствии со ст. 16, 28, 29, 36, 37 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" осуществлено Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, обладающим полномочиями на принятие решения о продаже юридическому лицу данного земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности обществу "КЗТС", отказ судов в удовлетворении исковых требований следует признать правомерным.
Поскольку в обоснование исковых требований территориальное управление указало на возникновение права собственности Российской Федерации на данное недвижимое имущество на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.09.2005, в связи с чем государственная регистрация права собственности ответчика на спорный земельный участок нарушает права и законные интересы Российской Федерации, судами правильно отмечено, что на момент совершения сделки купли-продажи названного имущества и проведения государственной регистрации права собственности общества "КЗТС" на него данный правовой акт отсутствовал. Кроме того, заявителем также не представлено доказательств отнесения данного земельного участка к собственности Российской Федерации на дату заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности ответчика, в связи с чем следует признать, что отсутствует факт нарушения прав Российской Федерации.
При этом судами правильно установлено, что в материалы дела не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих тот факт, что предметом договора являлся земельный участок, ограниченный в обороте в соответствии с подп. 12 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.
Судами отмечено, что имеющиеся в материалах дела документы, в том числе на которые ссылается территориальное управление, указывают на назначение земельного участка - площадка для захоронения отходов - и не содержат информации о том, что данные отходы относятся именно к тем, которые перечислены в подп. 12 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.02.2008 (резолютивная часть от 12.02.2008) по делу N А60-27596/2007 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2008 (резолютивная часть от 22.04.2008) по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку в обоснование исковых требований территориальное управление указало на возникновение права собственности Российской Федерации на данное недвижимое имущество на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.09.2005, в связи с чем государственная регистрация права собственности ответчика на спорный земельный участок нарушает права и законные интересы Российской Федерации, судами правильно отмечено, что на момент совершения сделки купли-продажи названного имущества и проведения государственной регистрации права собственности общества "КЗТС" на него данный правовой акт отсутствовал. Кроме того, заявителем также не представлено доказательств отнесения данного земельного участка к собственности Российской Федерации на дату заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности ответчика, в связи с чем следует признать, что отсутствует факт нарушения прав Российской Федерации.
При этом судами правильно установлено, что в материалы дела не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих тот факт, что предметом договора являлся земельный участок, ограниченный в обороте в соответствии с подп. 12 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.
Судами отмечено, что имеющиеся в материалах дела документы, в том числе на которые ссылается территориальное управление, указывают на назначение земельного участка - площадка для захоронения отходов - и не содержат информации о том, что данные отходы относятся именно к тем, которые перечислены в подп. 12 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 августа 2008 г. N Ф09-5286/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника