Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 августа 2008 г. N Ф09-5754/08-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Магнитогорска (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.04.2008 по делу N А76-1252/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители инспекции - Головин В.Л. (доверенность от 08.08.2008), Гумирова Е.И. (доверенность от 08.08.2008).
Представители открытого акционерного общества "Магнитогорскмежрайгаз" (далее - общество), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с инспекции процентов в сумме 94913 руб. 94 коп. на сумму излишне взысканных налогов и пеней.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 04.04.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). По мнению инспекции, поскольку суммы излишне взысканных пеней засчитывались в счет погашения задолженностей по налогам, то у общества отсутствует право на взыскание процентов.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить в силе, считает их законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, в связи с неисполнением обществом в добровольном порядке требований об уплате налога от 13.06.2006 N 2802, от 11.04.2006 N 1437, от 06.02.2006 N 207, которыми ему предложено уплатить задолженность по налогам и пеням за 2006 г., инспекцией на расчетный счет общества выставлены инкассовые поручения.
Судебными актами Арбитражного суда Челябинской области, оставленными в силе постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа, указанные требования признаны недействительными в части начисления пеней, в связи с чем инспекцией проведен зачет сумм излишне взысканных пеней в счет погашения задолженности общества по налогам и сборам.
Общество, полагая, что на сумму излишне взысканных пеней подлежат начислению проценты, обратилось в арбитражный суд с заявлением об их взыскании.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что инспекцией на основании инкассовых поручений произведено излишнее взыскание с общества пеней, в связи с чем на данную сумму подлежат начислению проценты на основании ст. 79 Кодекса.
В соответствии со ст. 21, 79 Кодекса налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне взысканных налогов и пеней.
Налоговые органы в силу подп. 5 п. 1 ст. 32 Кодекса обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Порядок возврата излишне взысканных налогов и пеней установлен положениями ст. 79 Кодекса, в соответствии с которыми сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами. При этом проценты на сумму излишне взысканных налогов и пеней начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О указано, что федеральный законодатель, регулируя основания, условия и порядок возврата излишне взысканного налога, в частности, предусматривая начисление процентов на сумму излишне взысканного налога, установил дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений ст. 52, 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в ст. 35 Конституции Российской Федерации принципа охраны права частной собственности законом. Следовательно, нормы, содержащиеся в абз. 1 п. 4 ст. 79 Кодекса, предполагают обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начисленными на них процентами.
Поскольку судами установлено, что инспекцией допущено излишнее взыскание пеней, вывод о наличии у общества права на взыскание с инспекции процентов на сумму излишне взысканных пеней является правильным.
При этом обоснованным является указание судов на то, что обращение налогоплательщика с заявлением в инспекцию о возврате излишне взысканных налогов и пеней не является обязательным условием для начисления процентов в порядке, установленном ст. 79 Кодекса.
Выводы судов соответствуют материалам дела, нормы материального права по отношению к установленным фактическим обстоятельствам применены судами правильно.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.04.2008 по делу N А76-1252/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Магнитогорска - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Магнитогорска в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок возврата излишне взысканных налогов и пеней установлен положениями п.3 ст. 79 НК РФ, в соответствии с которыми сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами.
В связи с неисполнением обществом в добровольном порядке требований об уплате налога и пеней налоговой инспекцией на расчетный счет общества выставлены инкассовые поручения. Впоследствии данные требования признаны недействительными в части начисления пеней, в связи с чем инспекцией проведен зачет сумм излишне взысканных пеней в счет погашения задолженности общества по налогам и сборам.
По мнению налогового органа, поскольку суммы излишне взысканных пеней засчитывались в счет погашения задолженностей по налогам, у общества отсутствует право на взыскание процентов.
Как указал суд, налоговым органом на основании инкассовых поручений произведено излишнее взыскание с общества пеней, в связи с чем на данную сумму подлежат начислению проценты на основании ст. 79 НК РФ.
При этом обращение налогоплательщика с заявлением в инспекцию о возврате излишне взысканных налогов и пеней не является обязательным условием для начисления процентов в порядке, установленном ст. 79 НК РФ.
Следовательно, налоговый орган должен уплатить налогоплательщику проценты за неправомерное удержание пеней.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 августа 2008 г. N Ф09-5754/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника