Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 августа 2008 г. N Ф09-5868/08-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.04.2008 по делу N А07-3214/2008.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Открытое акционерное общество "Башкирское медицинское стекло" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными инкассовых поручений от 20.02.2008 N 3988, от 20.02.2008 N 3989, от 20.02.2008 N 3990, от 20.02.2008 N 3991, от 20.02.2008 N 3992.
Решением суда от 10.04.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме: оспариваемые инкассовые поручения налогового органа признаны недействительными.
В апелляционном суде решение не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судом п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и неполное исследование обстоятельств дела.
Общество представило отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, жалобу инспекции - без удовлетворения, указав, что оспариваемыми инкассовыми поручениями взыскиваются в том числе пени, начисленные на задолженность 2004 г.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и отзыве на нее, суд считает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией обществу выставлены инкассовые поручения от 20.02.2008 N 3988 на сумму 275130 руб. 68 коп. по требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 29.01.2008 N 6220 со сроком уплаты до 18.02.2008, от 20.02.2008 N 3989 на сумму 1653 руб. 81 коп. по требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 29.01.2008 N 6223 со сроком уплаты до 18.02.2008, от 20.02.2008 N 3990 на сумму 53434 руб. 80 коп. по требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 29.01.2008 N 6218 со сроком уплаты до 18.02.2008, от 20.02.2008 N 3991 на сумму 34544 руб. 11 коп. по требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 29.01.2008 N 6224 со сроком уплаты до 18.02.2008, от 20.02.2008 N 3992 на сумму 2223 руб. 46 коп. по требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 29.01.2008 N 6219 со сроком уплаты до 18.02.2008.
По требованиям взыскиваются суммы пеней, начисленные на задолженность, срок уплаты которой по налогу на добавленную стоимость - с 21.12.2007 по 21.01.2008, по единому социальному налогу (далее - ЕСН), зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 15.10.2007, по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет - с 15.12.2004 по 15.10.2007, по транспортному налогу - с 31.10.2006 по 31.10.2007, по налогу на имущество - с 30.03.2007 по 30.10.2007.
Считая, что вышеуказанные инкассовые поручения нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Удовлетворяя требования общества, суд исходил из несоответствия требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа, на основании которых выставлены инкассовые поручения, положениям п. 4 ст. 69 Кодекса. Кроме того, инспекцией не подтверждены размер взыскиваемых пеней, обоснованность начисления пеней и соблюдение порядка и сроков бесспорного взыскания недоимки, на которую начислены пени.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 69 Кодекса требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно п. 4 ст. 69 Кодекса в требовании об уплате налога должны содержаться сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
В п. 19 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" также разъяснено, что досудебное урегулирование спора по вопросу взыскания пеней состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней размера недоимки, даты, с которой начисляются пени, и ставки пеней, то есть данных, позволяющих убедиться в обоснованности их начисления.
Такое официальное толкование норм налогового права создает для налогоплательщика условия, когда он, исходя из содержания требования об уплате налога, в состоянии четко определить, куда, за какой налоговый период и в каком объеме он должен внести обязательные платежи.
Формальные нарушения требований п. 4 ст. 69 Кодекса сами по себе не являются основанием для признания требования об уплате налога (сбора), пеней недействительным. Однако требование может быть признано недействительным в том случае, если оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налога либо составлено с существенными нарушениями данной нормы права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что требования от 29.01.2008 N 6220, 6223, 6218, 6224 и 6219 в части уплаты пеней не соответствуют требованиям, установленным п. 4 ст. 69 Кодекса, поскольку не содержат сведений о дате возникновения недоимки и периоде просрочки, за который начислены спорные суммы пеней. Расчеты сумм пеней не представлены.
Таким образом, у налогоплательщика отсутствовала возможность проверить правильность и обоснованность предъявленных требований в части уплаты пени на предмет их соответствия действительным обязанностям общества по их уплате.
Указанные недостатки являются существенными и при рассмотрении спора инспекцией не устранены.
Согласно ст. 75 Кодекса пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, начисление пеней носит компенсационный характер и является способом обеспечения исполнения налоговых обязательств. Начисление пеней на недоимку, взыскание которой невозможно, противоречит названным нормам.
В силу п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Между тем инспекцией в нарушение ст. 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств соблюдения порядка и сроков взыскания суммы задолженности, на которую начислены пени, а также доказательств в обоснование начисления спорных сумм пеней.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал недействительными оспариваемые инкассовые поручения инспекции, выставленные на основании не соответствующих налоговому законодательству требований.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку доказательств, подтверждающих обоснованность начисления и взыскания спорных сумм пеней, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.04.2008 по делу N А07-3214/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Республике Башкортостан в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Между тем инспекцией в нарушение ст. 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств соблюдения порядка и сроков взыскания суммы задолженности, на которую начислены пени, а также доказательств в обоснование начисления спорных сумм пеней.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал недействительными оспариваемые инкассовые поручения инспекции, выставленные на основании не соответствующих налоговому законодательству требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 августа 2008 г. N Ф09-5868/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника