Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 19 августа 2008 г. N Ф09-5855/08-С4
См. также Определение Высшего Арбитражного суда РФ от 5 октября 2009 г. N ВАС-12929/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы открытого акционерного общества "Электромашина" (далее - ОАО "Электромашина", общество,) и Майорова Олега Сергеевича, Шиндяпина Александра Владимировича (далее - истцы) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.05.2008 по делу N А76-27119/2007-11-948/38/7-207 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 по тому же делу по иску Майорова О.С., Шиндяпина А.В. к ОАО "Электромашина" об обязании предоставить документы.
В судебном заседании приняли участие представители:
Шиндяпина А.В. - Шуклин А.В. (доверенность от 20.12.2007 N 4-3318);
Майорова О.С. - Шуклин А.В. (доверенность от 20.12.2007 N 4-3318);
ОАО "Электромашина" - Катаева О.А. (доверенность от 03.09.2008), Шишков А.А. (доверенность от 18.08.2008 N 57/129), Мирный Н.В. (доверенность от 18.08.2008 N 57/132), Борзикова А.А. (доверенность от 18.08.2008 N 57/128).
Майоров О.С, Шиндяпин А.В. обратились в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к ОАО "Электромашина" (с учетом уточнения иска в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) об обязании общества предоставить надлежащим образом заверенные копии следующих документов:
- годовой отчет общества за 2000, 2001, 2002 гг.;
- бухгалтерский баланс общества за 2000, 2001, 2002, 2003, 2004 гг.;
- аудиторское заключение за 2000, 2001, 2002, 2003, 2004 гг.;
- план работы Совета директоров на период 2007-2008 гг.;
- иные не поименованные выше внутреннее документы, существующие в обществе, утвержденные общим собранием акционеров и/или Советом директоров и/или иными полномочными органами управления;
- протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа (правления) с 01.01.2004 по настоящее время;
- аудиторские заключения за период 2005-2006 гг., а также все аудиторские заключения по проверкам, проведенным в 2007 г. по сегодняшний день;
- заключения независимых оценщиков по оценке имущества (при продаже имущества, внесению имущества в уставный капитал хозяйственных обществ, переоценке стоимости основных средств для целей налогового учета и в во всех других случаях) с 2004 г. по настоящее время;
- заключения государственных и/или муниципальных органов финансового контроля с 2004 г. по настоящее время;
- документы, подтверждающие права общества на недвижимое имущество, находящееся на его балансе (в том числе перечни имущества, находящего на балансе общества, свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, план приватизации, договоры купли-продажи недвижимого имущества, акты приема-передачи недвижимого имущества и иные документы, подтверждающие приобретение и отчуждение обществом недвижимого имущества) за период с 01.01.2000 по настоящее время;
- документы, подтверждающие права общества на движимое имущество, учитываемое на его бухгалтерском балансе (документы о владении акциями и долями в уставных капиталах других юридических лиц, паспорта транспортных средств и другие документы, подтверждающие права общества на иное движимое имущество, учитываемое на его бухгалтерском балансе);
- список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;
- список лиц, имеющих право на получение дивидендов;.
- бухгалтерские балансы на 01.01.2005, 01.01.2006, 01.01.2007 с приложениями, предоставляемыми в налоговые органы (отчет о прибылях и убытках - форма N 2, отчет о движении капитала - форма N 3, отчет о движении денежных средств - форма N 4, приложение к бухгалтерскому балансу - форма N 5, пояснительная записка к бухгалтерскому балансу);
- организационную структуру общества (с указанием всех структурных подразделений);
- штатное расписание, действующее на сегодняшний день;
- документы бухгалтерского учета - первичные бухгалтерские документы по произведенным ремонтно-строительным работам, как с участием, так и без участия подрядных организаций за период 2004-2007 гг.;
- документы бухгалтерского учета (первичные бухгалтерские документы), подтверждающие командировочные расходы работников на командировки в город Москва с 01.06.2007 по 13.09.2007.
Решением суда от 04.05.2007 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 решение суда отменено. Исковые требования удовлетворены частично.
Суд обязал ОАО "Электромашина" предоставить Майорову О.С. и Шиндяпину А.В. течение 15 дней с момента принятия постановления надлежащим образом заверенные копии следующих документов: бухгалтерский баланс за 2005-2007 гг. и приложения, предоставляемые в налоговые органы за период 2000-2007 гг. (отчет о прибылях и убытках - форма N 2, отчет о движении капитала - форма N 3, отчет о движении денежных средств - форма N 4, приложение к бухгалтерскому балансу - форма N 5, пояснительная записка к бухгалтерскому балансу); аудиторские заключения за период 2000-2007 гг.; документы, подтверждающие права общества на недвижимое имущество, находящееся на его балансе (в том числе свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество, договоры купли-продажи недвижимого имущества, акты приема-передачи недвижимого имущества и иные документы, подтверждающие приобретение и отчуждение обществом недвижимого имущества) за период с 01.01.2000 по настоящее время; документы, подтверждающие права общества на движимое имущество, учитываемое на его бухгалтерском балансе (документы о владении акциями, долями в уставных капиталах других юридических лиц, паспорта транспортных средств и другие документы, подтверждающие права общества на движимое имущество, учитываемое на его бухгалтерском балансе); документы бухгалтерского учета - первичные бухгалтерские документы по произведенным ремонтно-строительным работам как с участием, так и без участия подрядных организаций за период 2004-2007 гг.; документы бухгалтерского учета - первичные бухгалтерские документы, подтверждающие командировочные расходы работников на командировки в город Москва с 01.06.2007 по 13.09.2007; организационной структуры общества (с указанием структурных подразделений) и штатного расписания на сегодняшний день (день обращения 12.11.2007).
В остальной части иска отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, ОАО "Электромашина" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам.
По мнению общества, запрашиваемые истцами документы содержат сведения, составляющие государственную тайну, и не могут быть им предоставлены ввиду отсутствия у данных лиц допуска к таким сведениям.
Майоров О.С., Шиндяпин А.В. также подали кассационную жалобу, в которой просят постановление суда апелляционной инстанции изменить, дополнительно обязав ОАО "Электромашина" предоставить им надлежащим образом заверенные копии протоколов заседаний коллегиального органа (правления) ОАО "Электромашина" с 01.01.2004 по настоящее время, ссылаясь на то, что суд апелляционной инстанции фактически не рассмотрел их апелляционную жалобу в указанной части.
Истцами представлен отзыв на кассационную жалобу ОАО "Электромашина", в котором они просят в удовлетворении жалобы отказать, оставить постановление суда апелляционной инстанции в обжалуемой части без изменения.
Как следует из материалов дела, истцы являются акционерами общества "Электромашина". Согласно выпискам из реестра акционеров по состоянию на 21.01.2008 истцы являются владельцами в совокупности 42625 обыкновенных акций ОАО "Электромашина", что составляет 25,29% голосующих акций общества.
23.10.2007 истцы направили в адрес ответчика требование о предоставлении документов:
1. годовой отчет общества за 2000, 2001, 2002, 2003, 2004 гг.;
2. бухгалтерский баланс общества за 2000, 2001, 2002, 2003, 2004 гг.;
3. отчет ревизионной комиссии за 2000, 2001, 2002, 2003, 2004 гг.;
4. аудиторское заключение за 2000, 2001, 2002, 2003, 2004 гг.
Письмом от 25.01.2008 N 40/13 ответчик предоставил истцам часть документов: годовой отчет общества за 2003, 2004 гг.; отчет ревизионной комиссии за 2000, 2001, 20002, 2003, 2004 гг. В остальной части отказал, указав на отсутствие бухгалтерского баланса за 2002 г. и невозможности предоставления бухгалтерского баланса и аудиторского заключения за год, поскольку в соответствии с Приказом РАВ N 129 от 28.12.2001 бухгалтерская отчетность содержит сведения, относящиеся к государственной тайне.
12.11.2007 истцы вновь направили в общество требование о предоставлении документов:
1. устав, а также все существующие изменения и/или дополнения к уставу;
2. свидетельство (или постановление) о государственной регистрации;
3. свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года;
4. свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе;
5. положение об общем собрании акционеров;
6. положение о ревизионной комиссии;
7. положение о генеральном директоре;
8. положение о совете директоров;
9. план работы Совета директоров на период 2007-2008 гг.;
10. положение об информации с ограниченным доступом (конфиденциальной информации);
11. иные, не поименованные выше, внутренние документы, существующие в обществе, утвержденные общим собранием акционеров и/или Советом директоров и/или иными уполномоченными органами управления;
12. протоколы общих собраний акционеров за период с 01.01.2004 по настоящее время;
13.протоколы заседаний Совета директоров за период с 01.01.2004 по настоящее время;
14. протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа (правления) с 01.01.2004 по настоящее время;
15. аудиторские заключения за период за 2005-2006 гг., а также все аудиторские заключения по проверкам, проведенным в 2007 г. по сегодняшний день;
16. заключения ревизионной комиссии с 2004 г. по настоящее время;
17. заключения независимых оценщиков по оценке имущества (при продаже имущества, внесению имущества в уставный капитал хозяйственных обществ, переоценке стоимости основных средств для целей налогового учета и в во всех других случаях) с 2004 г. по настоящее время;
18. заключения государственных и/или муниципальных органов финансового контроля с 2004 г. по настоящее время;
19. документы, подтверждающие права общества на недвижимое имущество, находящееся на его балансе (в том числе перечни имущества, находящего на балансе общества, свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, план приватизации, договоры купли-продажи недвижимого имущества, акты приема-передачи недвижимого имущества и иные документы, подтверждающие приобретение и отчуждение обществом недвижимого имущества) за период с 01.01.2000 по настоящее время;
20. документы, подтверждающие права общества на движимое имущество, учитываемое на его бухгалтерском балансе (документы о владении акциями и долями в уставных капиталах других юридических лиц, паспорта транспортных средств и другие документы, подтверждающие права общества на движимое имущество, учитываемое на его бухгалтерском балансе);
21. список аффилированных лиц общества на последнюю дату с указанием количества принадлежащих им акций;
22. список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;
23. список лиц, имеющих право на получение дивидендов;
24. бухгалтерские балансы на 01.01.2005, 01.01.2006, 01,01.2007 с приложениями, предоставляемыми в налоговые органы (отчет о прибылях и убытках - форма N 2, отчет о движении капитала - форма N 3, отчет о движении денежных средств - форма N 4, приложение к бухгалтерскому балансу - форма N 5, пояснительная записка к бухгалтерскому балансу);
25. организационную структуру общества (с указанием всех структурных подразделений);
26. штатное расписание, действующее на сегодняшний день;
27. решения о выпуске ценных бумаг;
28. отчеты об итогах выпуска ценных бумаг;
29. документы бухгалтерского учета - первичные бухгалтерские документы по произведенным ремонтно-строительным работам как с участием, так и без участия подрядных организаций за период 2004-2007 гг.;
30. документы бухгалтерского учета - первичные бухгалтерские документы, подтверждающие командировочные расходы работников на командировки в город Москва с 01.06.2007 по 13.09.2007.
Письмом от 25.01.2008 ответчик сообщил истцам о возможности предоставления только устава общества, изменений N 1-5 к уставу, свидетельства о государственной регистрации от 02.06.1994 и 21.06.1996, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, положения об общем собрании акционеров, положения о ревизионной комиссии, положения о генеральном директоре, положения о Совете директоров, положения об информации ограниченного доступа (конфиденциальной информации), протоколов общего собрания акционеров за 2004, 2005, 2006, 2007 гг., протоколов заседаний Совета директоров за 2004, 2005, 2006 гг., списка аффилированных лиц по состоянию на 30.09.2007, решения о выпуске ценных бумаг, отчета о выпуске ценных бумаг. В предоставлении остальных документов истцам было отказано.
Отказ в предоставлении документов в полном объеме послужил основанием обращения истцов в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований в силу ст. 89, 91 Федерального закона "Об акционерных обществах", а также в связи с отнесением запрашиваемых истцами документов к документам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, и отсутствием у истцов специального допуска к таким сведениям.
Отменяя решение суда и частично удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что ст. 89 Федерального закона "Об акционерных обществах" не содержит ограничений в части выдачи документов бухгалтерского учета за исключением положений, содержащихся в ст. 91 данного Федерального закона, и недоказанности того факта, что в истребованных истцами документах содержатся сведения, относящиеся к государственной тайне, а также обоснованности требований истцов о предоставлении им заверенных копий документов за исключением требований о предоставлении документов, наличие которых у общества не доказано.
При этом суд апелляционной инстанции указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, какие конкретно сведения и какой степени секретности содержатся в запрашиваемых истцами документах, кто из государственных должностных лиц является полномочным лицом, обеспечивающим режим секретности на предприятии ответчика.
Выводы суда апелляционной инстанции нельзя признать обоснованными.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.01.2004 N 22-р "Об утверждении перечня стратегических предприятий и организаций" ОАО "Электромашина" включено в перечень стратегических предприятий как предприятие оборонно-промышленного комплекса.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон N 5485-1) государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
В ст. 5 Закона N 5485-1 поименован перечень сведений, составляющих государственную тайну.
В силу ст. 9 Закона N 5485-1 отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с Законом N 5485-1. Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" к сведениям, содержащим государственную тайну, отнесены сведения, раскрывающие показатели государственного оборонного заказа в части вооружения, военной, специальной техники, продукции оборонного назначения, а также производственные мощности по их выпуску, сведения о кооперационных связях предприятий, о разработчиках или изготовителях вооружения, военной техники, другой продукции, используемой для нужд обороны, если эти сведения раскрывают данные о производственных мощностях по их выпуску и (или) основные тактико-технические характеристики вооружения и военной техники.
В соответствии с приказом Российского агентства по обычным вооружениям от 28.12.2001 N 129 "Об утверждении и введении в действие "Развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию Российским агентством по обычным вооружениям", действие которого распространено на ОАО "Электромашина", к сведениям, содержащим государственную тайну, в частности, отнесены сведения о ходе выполнения государственного оборонного заказа в натуральном и денежном выражении, о кооперационных связях предприятия, о разработчиках или изготовителях военной техники, если эти сведения раскрывают данные о производственных мощностях по их выпуску, сведения о вводе в действие основных фондов, объемах капитальных вложений, строительно-монтажных работ или о строительстве и реконструкции предприятия, сведения о номенклатуре разрабатываемого или изготавливаемого предприятием вооружения и военной техники и комплектующих к ним.
Из списка запрошенных истцами документов видно, что в них могут содержаться сведения, включенные в перечень сведений, содержащих государственную тайну.
Вместе с тем суды как первой, так и апелляционной инстанций не исследовали документы, истребованные истцами у акционерного общества, а следовательно, не могли сделать обоснованный вывод о наличии либо об отсутствии в них сведений, содержащих государственную тайну. При этом суд апелляционной инстанции, указывая на недоказанность наличия в запрашиваемых истцами документах сведений, содержащих государственную тайну, не учел, что такие доказательства не могли быть представлены суду, рассматривающему дело в открытом судебном заседании (ч. 2 ст. 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Более того, удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции не учел, что в случае наличия в истребованных истцами документах сведений, содержащих государственную тайну, решение суда, обязывающее общество их предоставить лицам, не имеющим доступа к такой информации, может привести к нарушению Закона N 5485-1.
Кроме того, судами обеих инстанций не учтено, что в соответствии со ст. 9 Закона N 5485-1 полномочиями по распоряжению сведениями, содержащими государственную тайну, включенными в развернутые перечни, обладают только государственные органы, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.
Таким образом, разрешая спор о возможности предоставления гражданам сведений, содержащих государственную тайну, суд фактически принимал решение о распоряжении указанными сведениями, при этом не привлек к участию в деле государственный орган, наделенный полномочиями по распоряжению ими.
Следует также признать обоснованным довод кассационной жалобы истцов о том, что суд апелляционной инстанции фактически не рассмотрел их апелляционную жалобу по вопросу о правомерности отказа в предоставлении им копий протоколов заседаний коллегиального исполнительного органа (правления) ОАО "Электромашина" с 01.01.2004 года по настоящее время.
С учетом наличия безусловного основания к отмене судебных актов (п. 4 ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) судебные акты подлежат отмене в полном объеме с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует решить вопросы о необходимости рассмотрения дела в закрытом судебном заседании, о привлечении к участию в деле государственного органа, наделенного полномочиями по распоряжению сведениями, содержащими государственную тайну, и принять решение на основании полного, всестороннего и непосредственного исследования доказательств, в том числе и путем их истребования.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.05.2008 по делу N А76-27119/2007-11-948/38/7-207 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из списка запрошенных истцами документов видно, что в них могут содержаться сведения, включенные в перечень сведений, содержащих государственную тайну.
Вместе с тем суды как первой, так и апелляционной инстанций не исследовали документы, истребованные истцами у акционерного общества, а следовательно, не могли сделать обоснованный вывод о наличии либо об отсутствии в них сведений, содержащих государственную тайну. При этом суд апелляционной инстанции, указывая на недоказанность наличия в запрашиваемых истцами документах сведений, содержащих государственную тайну, не учел, что такие доказательства не могли быть представлены суду, рассматривающему дело в открытом судебном заседании (ч. 2 ст. 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Более того, удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции не учел, что в случае наличия в истребованных истцами документах сведений, содержащих государственную тайну, решение суда, обязывающее общество их предоставить лицам, не имеющим доступа к такой информации, может привести к нарушению Закона N 5485-1.
Кроме того, судами обеих инстанций не учтено, что в соответствии со ст. 9 Закона N 5485-1 полномочиями по распоряжению сведениями, содержащими государственную тайну, включенными в развернутые перечни, обладают только государственные органы, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 августа 2008 г. N Ф09-5855/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника