Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 26 августа 2008 г. N Ф09-6037/08-С5
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" (далее - общество "Российские железные дороги") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.03.2008 (резолютивная часть от 12.03.2008) по делу N А60-395/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2008 (резолютивная часть от 20.05.2008) по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Урал-Миг" (далее - общество "Урал-Миг") - Судаков А.А. (доверенность от 29.12.2007).
Общество "Российские железные дороги" о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, его представитель в судебное заседание не явился.
Общество "Урал-Миг" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу "Российские железные дороги" о взыскании 236993 руб. 22 коп. пени, начисленной за несоблюдение сроков доставки грузов.
Истец в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил сумму исковых требований до 89604 руб. 09 коп. в связи с частичной уплатой ответчиком неустойки.
Решением суда от 14.03.2008 (резолютивная часть от 12.03.2008) иск удовлетворен. С общества "Российские железные дороги" в пользу общества "Урал-Миг" взыскано 89604 руб. 09 коп. пени, начисленной за несоблюдение сроков доставки грузов.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2008 (резолютивная часть от 20.05.2008) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество "Российские железные дороги" просит судебные акты отменить в части взыскания 8907 руб. 84 коп. Заявитель, ссылаясь на п. 11 Правил исчисления сроков доставки грузов на железнодорожном транспорте (утверждены приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003), считает, что сумма за просрочку доставки грузов в размере 8907 руб. 84 коп. взыскана неправомерно в связи с увеличением срока доставки грузов на основании договора от 01.01.2007 N 4, заключенного между обществом "Российские железные дороги" и открытым акционерным обществом "АПК Кушвинский щебеночный завод".
Как установлено судом, общество "Российские железные дороги" в период с 20.10.2007 по 07.11.2007 осуществляло перевозку грузов для общества "Урал-Миг" по железнодорожным накладным от 20.10.2007 N ЭИ157374, от 23.10.2007 N ЭИ264270, от 27.10.2007 N ЭИ426630, от 25.10.2007 N ЭИ334247, от 27.10.2007 N ЭИ426551, от 24.10.2007 N ЭИ283239, от 23.10.2007 N ЭИ253715, от 26.10.2007 N ЭИ393632, от 07.11.2007 N ЭИ791370, от 07.11.2007 N ЭИ791441, от 06.11.2007 N ЭИ753926, от 06.11.2007 N ЭИ754006, от 07.11.2007 N ЭИ784318, от 06.11.2007 N ЭИ743323, от 01.11.2007 N ЭИ576198.
Установив наличие просрочки доставки грузов, общество "Урал-Миг" обратилось к перевозчику с претензиями, содержащими требования об уплате 236993 руб. 22 коп. пени за каждые сутки просрочки.
Поскольку претензии оставлены ответчиком без удовлетворения, общество "Урал-Миг" обратилось в арбитражный суд с иском.
После принятия искового заявления к производству ответчик добровольно уплатил пени в сумме 147389 руб. 13 коп.
Согласно ст. 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз в установленные правилами перевозки сроки.
Нормативные сроки доставки грузов определяются в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила).
Согласно ст. 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных ч. 1 ст. 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельств.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о правомерности начисления истцом пени в сумме 89604 руб. 09 коп. на основании ст. 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, поскольку материалами дела подтверждается факт просрочки ответчиком доставки грузов.
Суды обоснованно отклонили возражения общества "Российские железные дороги" в части взыскания пени в сумме 8907 руб. 84 коп., начисленной за несоблюдение сроков доставки грузов по железнодорожной накладной от 27.10.2007 N ЭИ426630.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судами установлено, что просрочка доставки груза на станцию Осенцы Свердловской железной дороги составила 2 дня.
Договор от 01.01.2007 N 4, акт общей формы N 43, не представленные в суд первой инстанции и приложенные ответчиком к апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции правомерно не были приняты, поскольку ответчик не заявлял ходатайство о приобщении дополнительных доказательств к материалам дела и не обосновал невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в соответствии с ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 Правил перевозчик и грузоотправители могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены указанными Правилами, сроки доставки грузов, о чем делается отметка в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя".
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив материалы дела и железнодорожную накладную по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к верному выводу о том, что между сторонами не было достигнуто соглашение об ином сроке доставки груза, потому что в представленной железнодорожной накладной от 27.10.2007 N ЭИ426630 в графе "особые заявления и отметки отправителя" указано, что срок доставки увеличен на одни сутки, а отметка об увеличении срока на двое суток в разделе 4-м "отметки перевозчика" совершена лицом, сведения о котором в документе не указаны, а доказательства, подтверждающие полномочия данного лица, отсутствуют.
При таких обстоятельствах доводы, содержащиеся в жалобе, отклоняются, поскольку направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, оснований для которой в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда законны и отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.03.2008 (резолютивная часть от 12.03.2008) по делу N А60-395/2008 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2008 (резолютивная часть от 20.05.2008) по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных ч. 1 ст. 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельств.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о правомерности начисления истцом пени в сумме 89604 руб. 09 коп. на основании ст. 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, поскольку материалами дела подтверждается факт просрочки ответчиком доставки грузов.
...
В соответствии с п. 11 Правил перевозчик и грузоотправители могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены указанными Правилами, сроки доставки грузов, о чем делается отметка в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 августа 2008 г. N Ф09-6037/08-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника