Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 28 августа 2008 г. N Ф09-5429/08-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы федерального государственного унитарного предприятия "Челябинский автоматно-механический завод" (далее - завод) и Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.02.2008 (резолютивная часть от 04.02.2008) по делу N А76-15763/2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2008 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании принял участие представитель Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - комитет) - Прокопова Э.В. (доверенность от 29.12.2007 N 12520).
Комитет обратился в Арбитражный суд Челябинской области с иском (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к территориальному агентству о признании права муниципальной собственности на объекты недвижимости: нежилое здание общей площадью 1024 кв.м, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Некрасовская, 19; нежилое здание общей площадью 620,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Кузнецова, 5а; нежилое здание общей площадью 4023,1 кв.м, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Днепропетровская, 11; нежилое здание общей площадью 171,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Ярославская, 10а; стадион "АМЗ", расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Кузнецова, 7-б, включающий в себя футбольное поле, общей площадью 6130 кв.м, хоккейное поле, общей площадью 1689 кв.м, здание деревянное, одноэтажное каркасно-засыпное, общей площадью 339,5 кв.м.
К участию в деле в качестве третьи лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: завод, муниципальное учреждение дополнительного образования детей "Комплексная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по футболу и хоккею "Зенит-Сигнал" (далее - спортивная школа), муниципальное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств N 11" (далее - школа искусств), муниципальное учреждение дополнительного образования детей "Дворец детского творчества г. Челябинска" (далее - дворец детского творчества), учреждение здравоохранения "Городская больница N 14" (далее - больница), Федеральное агентство по промышленности, Областное государственное унитарное предприятие "Областной центр технической инвентаризации" (далее - Центр технической инвентаризации).
Решением суда первой инстанции от 05.02.2008 (резолютивная часть от 04.02.2008) исковые требования удовлетворены частично. Признано право собственности муниципального образования "Город Челябинск" на нежилое здание школы искусств общей площадью 1024 кв.м, литера А, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Некрасовская, 19; нежилое здание детского клуба "Родничок", литера А, общей площадью 620,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Кузнецова, 5а; нежилое здание прачечной, литера А-А2, общей площадью 171,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Ярославская, 10а; нежилое помещение в здании деревянном каркасно-засыпном, литера Aaal, площадью 319,4 кв.м, футбольное поле, литера Г5, площадью 6130 кв.м, хоккейное поле, литера Г6, площадью 1689 кв.м, входящие в состав стадиона, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Кузнецова, 7б. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобах, поданных в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, территориальное управление и завод просят судебные акты отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на неверное применение судами положений ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению заявителей, предметом исковых требований комитета является признание права собственности, а не устранение нарушений его права, в связи с чем положения указанной нормы о нераспространении исковой давности на негаторные иски не должны применяться к требованиям, заявленным комитетом. Заявители полагают, что вывод судов о том, что не имеется оснований для исчисления срока исковой давности с 26.08.2002 - даты включения спорного имущества в реестр муниципальной собственности - при длящихся отношениях по разграничению государственной собственности, не основан на законе и не соответствует обстоятельствам дела, так как на указанную дату вопрос об утверждении перечней объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, не был решен. Следовательно, у комитета на 26.08.2002 отсутствовали основания полагать, что его права на объекты завода существуют и не оспариваются. Заявители также указывают на несоблюдение порядка передачи объектов завода в муниципальную собственность, предусмотренного Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп. При этом заявители ссылаются на отсутствие соответствующего решения о передаче, актов приема-передачи имущества, а также сведений об утверждении перечня объектов Челябинской областной Думой. Кроме того, территориальное управление полагает, что передача спорных объектов на баланс организаций, использующих данные объекты, произведена заводом в связи с отсутствием финансирования, а не во исполнение Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В отзыве на кассационные жалобы комитет указывает на несостоятельность доводов заявителей, просит судебные акты оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения Челябинского областного Комитета по управлению государственным имуществам Территориального агентства Госимущества Российской Федерации от 22.10.1996 N 702 с прилагаемым перечнем, п. 3.1 Устава завода, приложения N 1 к Уставу и перечня имущества по состоянию на 01.10.1999 за заводом на праве хозяйственного ведения закреплены объекты недвижимости - больница завода, школа искусств, детско-юношеский клуб "Родничок", футбольное и хоккейное поле стадиона завода, здание прачечной (позиции 131, 132, 134, 314, 345 перечня по состоянию на 01.10.1999).
Согласно выписке из реестра федерального имущества 25.12.1992 в реестр внесены сведения об объектах завода - здания школы искусств, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Некрасовская, 19, здания детского клуба "Родничок", расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Кузнецова, 1, сооружениях стадиона завода - футбольное и хоккейное поле, расположенных по адресу: г. Челябинск, ул. Кузнецова, 7б; здания больницы завода, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Днепропетровской, 11; и здания прачечной, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Ярославской, 10а. По сведениям, представленным Управлением Федеральной регистрационной службы по Челябинской области, государственная регистрация права федеральной собственности производилась в отношении нежилого помещения площадью 924,6 кв.м, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Некрасова, 19.
Главой г. Челябинска были изданы постановления от 04.11.1999 N 1481-п, от 06.12.2000 N 1828-п, от 01.02.2001 N 118-п, согласно которым указанные объекты завода приняты в муниципальную собственность г. Челябинска как объекты социально-культурного назначения.
Решениями Челябинской городской Думы от 18.12.2001 N 11/Д1 и от 18.06.2002 N 17/Д1 утвержден перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, включая спорные объекты недвижимости.
Письмом от 12.03.2002 N 1038 комитет направил материалы по передаче объектов в муниципальную собственность в Комитет по управлению государственным имуществом Челябинской области.
Территориальное управление, рассмотрев представленные комитетом перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность, исключило один объект - здание бывшего отдела технического обучения, не являющееся предметом настоящего спора, о чем сообщило комитету в письме от 19.03.2002 N 2032.
Повторное направление комитетом материалов по передаче объектов завода из федеральной в муниципальную собственность произведено 25.06.2002 с письмом N 2762, принятым территориальным управлением 25.06.2002.
В связи с отсутствием замечаний названные документы направлены территориальным управлением в Министерство имущественных отношений Российской Федерации в письме от 04.11.2002 г. N 102913, что подтверждается сообщением территориального управления от 08.02.2006 N 928.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 22.10.2007 спорные объекты недвижимости включены в указанный реестр 26.08.2002.
Здание прачечной по ул. Ярославской, 10а, двух и трехэтажных зданий больницы завода, площадью соответственно 777 кв.м и 1620 кв.м передано заводом на баланс муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 14" по актам приемки-передачи основных средств от 26.01.2000. Передача сооружения стадиона управлению по физической культуре и спорту и туризму администрации г. Челябинска произведена заводом в декабре 2004 г. Передача здания школы искусств по ул. Некрасовская, 19 произведена в ноябре 2002 г.
Обстоятельства передачи здания клуба "Родничок" по ул. Кузнецова, 5а (ранее учтенное как расположенное по ул. Кузнецова, 1, тождественность объектов подтверждена пояснениями участвующих в деле лиц и данными технического паспорта), установлены судами из содержания письма завода и перечня имущества, закрепленного на праве оперативного управления за дворцом детского творчества.
Комитет, полагая, что указанные выше обстоятельства свидетельствуют о принадлежности спорных объектов к муниципальной собственности, обратился в суд с требованием о признании права.
Суды, частично удовлетворяя указанные требования, исходили из следующего.
Порядок разграничения государственной собственности на имущество урегулирован Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление о разграничении), Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" (далее - Положение об определении пообъектного состава), Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Указ о гарантиях местного самоуправления).
В соответствии с п. 2 Постановления о разграничении объекты, указанные в приложении N 3, в том числе учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта, передаются в муниципальную собственность независимо от того, на чьем балансе они находятся.
В соответствии с п. 9 Положения об определении пообъектного состава представительный орган местного самоуправления должен был утвердить перечень имущества, передаваемого в собственность соответствующего муниципального образования. Утвержденный перечень направлялся в комитет по управлению государственным имуществом соответствующего субъекта Российской Федерации для регистрации и проверки соответствия требованиям, установленным приложением N 3 к Постановлению о разграничении. Далее представительный орган субъекта должен был принять решение о передаче имущества в собственность муниципального образования. Согласно названному порядку объекты, полностью соответствующие требованиям приложения N 3 к Постановлению о разграничении, подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня. Не исключенные из перечня объекты считаются переданными в муниципальную собственность с момента принятия решения или по истечении двухмесячного срока с момента регистрации перечня.
Принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств исключения органами, осуществляющими распоряжение федеральным имуществом, спорных объектов из перечней имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность, либо сведений о принятии решения Правительством Российской Федерации о передаче названных объектов в муниципальную собственность, суды обоснованно признали, что внесение 26.08.2002 спорного имущества в реестр муниципальной собственности в соответствии с п. 9, 12 Положения об определении пообъектного состава произведено правомерно.
Кроме того, судами верно учтено использование спорных объектов учреждениями здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, а также отмечены обстоятельства выбытия спорного имущества из владения завода по его воле и с согласия вышестоящей организации - Российского агентства по боеприпасам, что подтверждается письмами от 28.01.1999, 15.02.2002, 02.11.2006.
Исходя из вышеизложенного суды пришли к правильному выводу о том, что спорные объекты недвижимости относятся к муниципальной собственности, в связи с чем удовлетворили требования комитета о признании права собственности на них, за исключением нежилого здания больницы площадью 4023,1 кв.м, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Днепропетровская, 11, и здания каркасно-засыпного, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Кузнецова, 7б. В отношении указанных объектов недвижимости судами установлен факт самовольно произведенного строительства и реконструкции.
Ссылка заявителей на необоснованное включение спорных объектов в реестр муниципальной собственности в связи с отсутствием соответствующего решения отклоняется как основанная на неверном толковании норм материального права и не соответствующая обстоятельствам дела, установленным судами.
Следует признать верным применение судами положений ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации к рассматриваемым требованиям.
Согласно названной норме исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.
Поскольку с момента возникновения права муниципальной собственности спорные объекты из владения муниципального образования не выбыли, предъявление комитетом иска о признании права собственности имеет целью восстановление нарушенного права собственности.
С учетом изложенного доводы заявителей об истечении срока исковой давности и неправильном применении судами положений ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации отклоняются.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.02.2008 (резолютивная часть от 04.02.2008) по делу N А76-15763/2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы федерального государственного унитарного предприятия "Челябинский автоматно-механический завод" и Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно названной норме исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.
Поскольку с момента возникновения права муниципальной собственности спорные объекты из владения муниципального образования не выбыли, предъявление комитетом иска о признании права собственности имеет целью восстановление нарушенного права собственности.
С учетом изложенного доводы заявителей об истечении срока исковой давности и неправильном применении судами положений ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации отклоняются.
...
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.02.2008 (резолютивная часть от 04.02.2008) по делу N А76-15763/2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы федерального государственного унитарного предприятия "Челябинский автоматно-механический завод" и Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 августа 2008 г. N Ф09-5429/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника