Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 4 сентября 2008 г. N Ф09-5820/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Башкортостан (далее - управление) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.04.2008 (резолютивная часть от 15.04.2008) по делу N А07-3569/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
От общества с ограниченной ответственностью "Здоровье" (далее - общество) поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство удовлетворено в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.04.2008 (резолютивная часть от 15.04.2008) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на ненадлежащую оценку судами фактических обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела, управлением на основании приказа от 22.02.2008 N 47-М проведена внеплановая проверка соблюдения государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения правил предоставления платных медицинских услуг населению в муниципальном учреждении здравоохранения "Клиническая больница N 1" (далее - больница), по месту осуществления деятельности: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Коммунистическая, д. 97.
При проведении проверки управлением было выявлено, что 85-90% случаев оказания платных медицинских услуг в больнице оформляется обществом через договор на посреднические услуги в сфере медицинской деятельности. Так, между обществом и больницей заключен договор от 10.11.2005 N 3 возмездного оказания услуг, в соответствии с которым с гражданами оформляются договоры на оказание посреднических услуг в медицинской сфере. По мнению управления, общество по данным договорам выступает в качестве исполнителя и берет на себя обязательство оказать медицинскую услугу надлежащего качества, не имея лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Результаты проверки отражены в справке от 27.02.2008 по проверке соблюдения государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения правил предоставления платных медицинских услуг населению при осуществлении медицинской деятельности.
По результатам проверки управлением составлен в отношении общества протокол от 28.02.2008 об административном правонарушении по факту совершения правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса, выразившегося в осуществлении медицинской деятельности без наличия специального разрешения (лицензии).
Материалы административного дела с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса в порядке ст. 23.1 Кодекса направлены в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из недоказанности управлением в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Вывод судов является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ч. 2 ст. 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность относится к видам деятельности, на осуществление которой требуется лицензия.
Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2002 N 499, определено, что медицинская деятельность включает выполнение медицинских работ и услуг по оказанию медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что согласно п. 1 заключенного между обществом и больницей договора от 10.11.2005 N 3 возмездного оказания услуг (л.д. 25) на общество возложена обязанность по осуществлению набора и направлению пациентов в больницу, которая, в свою очередь, проводит обследование, консультирование и госпитализацию направленного контингента. Оказание платных медицинских услуг оформляется через договоры на посреднические услуги в сфере медицинской деятельности с обществом, в соответствии с которыми от лица "исполнителя" выступают врачи больницы (л.д. 31-36).
Таким образом, осуществляемая обществом деятельность на основании договора от 10.11.2005 N 3 соответствует виду деятельности, определенному в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОК 002-93), утвержденном постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.06.1993 N 163, как посреднические услуги по организации консультаций юристов, психологов, экономистов, врачей и других специалистов.
При этом, как правильно указали суды, доказательств осуществления обществом непосредственно медицинской деятельности управлением в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности управлением в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы управления, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку по существу сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.04.2008 (резолютивная часть от 15.04.2008) по делу N А07-3569/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждено, что согласно п. 1 заключенного между обществом и больницей договора от 10.11.2005 N 3 возмездного оказания услуг (л.д. 25) на общество возложена обязанность по осуществлению набора и направлению пациентов в больницу, которая, в свою очередь, проводит обследование, консультирование и госпитализацию направленного контингента. Оказание платных медицинских услуг оформляется через договоры на посреднические услуги в сфере медицинской деятельности с обществом, в соответствии с которыми от лица "исполнителя" выступают врачи больницы (л.д. 31-36).
Таким образом, осуществляемая обществом деятельность на основании договора от 10.11.2005 N 3 соответствует виду деятельности, определенному в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОК 002-93), утвержденном постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.06.1993 N 163, как посреднические услуги по организации консультаций юристов, психологов, экономистов, врачей и других специалистов.
При этом, как правильно указали суды, доказательств осуществления обществом непосредственно медицинской деятельности управлением в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности управлением в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 сентября 2008 г. N Ф09-5820/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника