Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 10 сентября 2008 г. N Ф09-6504/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу закрытого акционерного общества "ИНСИ" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.04.2008 по делу N А76-2371/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Кондаков Ф.Е. (доверенность от 24.07.2008, б/н),
Поротников С.Н. (доверенность от 02.09.2008, б/н);
Челябинской таможни (далее - таможня, таможенный орган) - Царегородцева Л.В. (доверенность от 05.03.2008 N 24), Шибаев А.С. (доверенность от 14.01.2008 N 3).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным требования таможни от 22.01.2008 N 10 об уплате таможенных платежей и обязании таможенного органа возвратить взысканные таможенные сборы в сумме 840500 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.04.2008 (резолютивная часть от 07.04.2008) отказано в части удовлетворения заявленного требования о признании незаконным решения требования Челябинской таможни от 22.01.2008 N 10 об уплате таможенных платежей. В части требования об обязании Челябинской таможни возвратить взысканные таможенные сборы в сумме 840500 руб. заявление оставлено без рассмотрения.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение (толкование) судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив доводы жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, во исполнение контракта от 11.02.2006 N 7, заключенного между обществом и предприятием WEHRHAHN GmbH (Германия), первое с применением особого порядка декларирования согласно классификационному решению Федеральной таможенной службы России от 09.11.2006 N 06-30/39151 и распоряжению таможни от 28.11.2006 N 10-р поэтапно (несколькими партиями в период с ноября 2006 г. по июнь 2007 г.) ввезло на таможенную территорию Российской Федерации линии по изготовлению блоков и плит из ячеистого бетона, включая производство сухих строительных смесей.
Общество внесло на депозит таможни денежные средства в качестве обеспечения, гарантирующего уплату таможенных платежей при таможенном оформлении отдельных компонентов линии по изготовлению блоков и плит из ячеистого бетона, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
После условного выпуска последней партии отдельных компонентов линии по изготовлению блоков и плит из ячеистого бетона обществом 07.07.2007 на весь товар была подана грузовая таможенная декларация (далее - ГТД) N 10504080/070607/0005743 "Поставка завершена". При этом общество уплатило предусмотренные данной ГТД таможенные платежи.
Таможня 22.01.2008 выставила обществу требование N 10 об уплате таможенных платежей в сумме 938039 руб. 43 коп., в том числе таможенный сбор за таможенное оформление в сумме 840500 руб. и пени в сумме 97539 руб. 43 коп.
Общество данное требование исполнило в части уплаты таможенного сбора в сумме 840500 руб. (платежное поручение от 23.01.2008 N 267).
Считая требование таможни незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Кроме того, общество просит обязать таможню возвратить уплаченную сумму таможенных сборов.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования в части признания незаконным требования Челябинской таможни от 22.01.2008 N 10 об уплате таможенных платежей, суды обеих инстанций исходили из правомерности выставления таможней указанного требования.
Между тем данный вывод судов является ошибочным по следующим основаниям.
Согласно подп. 31 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс) таможенным сбором является платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
Пунктом 1 ст. 357.6 Таможенного кодекса предусмотрено, что таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса таможенной декларацией является документ по установленной форме, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган в соответствии с названным Кодексом.
Таможенное оформление производится в порядке, определяемом указанным Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним иными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в соответствии со ст. 68 названного Кодекса (п. 1 ст. 59 Таможенного кодекса).
При этом необходимо иметь в виду, что заявления на условный выпуск (несмотря на то, что они подаются на бланках "Грузовая таможенная декларация/транзитная декларация") не могут рассматриваться в качестве ГТД.
Уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче заявления на условный выпуск является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Таможенный сбор, уплаченный за таможенное оформление ввоза части оборудования по заявлению на условный выпуск, подлежит возврату при оформлении ГТД на полный комплект оборудования.
При названных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций не имели правовых оснований для признания оспариваемого требования таможни законным, в связи с чем обжалуемые судебные акты в указанной части подлежат отмене.
В остальной части судебные акты являются законными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно п. 2 ст. 355 Таможенного кодекса излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Поскольку судами установлен и материалами дела подтвержден факт несоблюдения обществом предусмотренного названной статьей Таможенного кодекса досудебного порядка урегулирования спора, заявление в части требования об обязании таможни возвратить обществу 840500 руб. таможенных сборов в силу п. 2 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно оставлено судами без рассмотрения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.04.2008 по делу N А76-2371/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2008 по тому же делу отменить в части отказа в удовлетворении требования закрытого акционерного общества "ИНСИ" о признании незаконным решения - требования Челябинской таможни от 22.01.2008 N 10 об уплате таможенных платежей.
В указанной части заявленные требования удовлетворить.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с Челябинской таможни в пользу закрытого акционерного общества "ИНСИ" расходы по оплате государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Поворот исполнения судебных актов судов первой и апелляционной инстанций в части взыскания государственной пошлины произвести Арбитражному суду Челябинской области при предоставлении доказательств их исполнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Таможенное оформление производится в порядке, определяемом указанным Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним иными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в соответствии со ст. 68 названного Кодекса (п. 1 ст. 59 Таможенного кодекса).
При этом необходимо иметь в виду, что заявления на условный выпуск (несмотря на то, что они подаются на бланках "Грузовая таможенная декларация/транзитная декларация") не могут рассматриваться в качестве ГТД.
...
Таможенный сбор, уплаченный за таможенное оформление ввоза части оборудования по заявлению на условный выпуск, подлежит возврату при оформлении ГТД на полный комплект оборудования.
...
Согласно п. 2 ст. 355 Таможенного кодекса излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 сентября 2008 г. N Ф09-6504/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника