Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 15 сентября 2008 г. N Ф09-6685/08-С4
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 декабря 2008 г. N 16912/08 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Башкортостан (далее - Минфин РБ) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.03.2008 по делу N А07-8845/2007-Г-ДИР и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
Минфина РБ - Черепанова Н.О. (доверенность от 11.01.2008 N 08-06/7);
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской железной дороги (далее - общество, ОАО "РЖД") - Лукина Н.А. (доверенность от 18.10.2007 N НЮ-46/287), Андреев И.Н. (доверенность от 12.12.2007 N НЮ-46/552).
Представители иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Общество "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском (с учетом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Республике Башкортостан в лице Минфина РБ, Министерству строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан (далее - министерство) с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственного унитарного предприятия "Башавтотранс", Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, о взыскании с ответчиков за счет казны Республики Башкортостан убытков в сумме 25776802 руб. 51 коп., представляющих собой разницу между расходами, понесенными обществом в 2005, 2006 гг. в связи с предоставлением услуг по перевозке отдельных категорий граждан Республики Башкортостан без получения провозной платы и суммой, полученной из бюджета Республики Башкортостан в возмещение расходов на предоставление льгот.
Решением суда от 27.03.2008 (резолютивная часть от 20.03.2008) исковые требования удовлетворены частично. С Республики Башкортостан в лице Минфина РБ за счет казны Республики Башкортостан в пользу общества взыскано 25430288 руб. в возмещение убытков. В остальной части в удовлетворении иска отказано. В иске к министерству отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2008 (резолютивная часть от 03.06.2008) решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Минфин РБ просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению заявителя кассационной жалобы, общество не доказало размер понесенных им расходов в связи с предоставлением льгот по бесплатному провозу отдельных категорий граждан Республики Башкортостан. Кроме того, считает, что надлежащим представителем ответчика - Республики Башкортостан - в данном деле является министерство как главный распорядитель бюджетных средств, выделяемых на финансирование соответствующих льгот. При этом указывает, что требования заявлены на сумму, превышающую лимит бюджетных обязательств, предусмотренных указанному министерству на возмещение выпадающих доходов в 2006 г.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
Как следует из материалов дела, в 2005, 2006 гг. общество обеспечивало бесплатную перевозку отдельных категорий граждан Республики Башкортостан на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 28.01.2005 N 51-р, которым утвержден Порядок приобретения единых социальных проездных билетов отдельными категориями граждан, имеющими право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, и пенсионерами (далее - Порядок), и соглашений от 31.01.2005 и от 22.12.2005 об организации перевозок отдельных категорий граждан - получателей социальных услуг железнодорожным транспортом пригородного сообщения, заключенных обществом с министерством.
Полагая, что в результате предоставления льгот, финансирование которых должно осуществляться за счет средств бюджета Республики Башкортостан при неполной компенсации выпадающих доходов бюджетом Республики Башкортостан, у общества возникли убытки в размере 25776802 руб. 51 коп., оно обратилось в арбитражный суд с иском об их возмещении.
Взыскивая с Минфина РБ за счет казны Республики Башкортостан убытки в сумме 25430288 руб., суды обеих инстанций исходили из доказанности факта возникновения у ОАО "РЖД" убытков в указанной сумме в связи с бесплатной перевозкой в 2006 г. граждан, имеющих право на льготы, предусмотренные подп. "б", "в", "г" п. 3 Порядка и наличия вины Республики Башкортостан, не обеспечившей полную компенсацию указанных убытков при наличии такой обязанности.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными и соответствуют материалам дела.
Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что расходы общества по бесплатному провозу отдельных категорий граждан Республики Башкортостан были обусловлены исполнением распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 28.01.2005 N 51-р и соглашений от 31.01.2005 и от 22.12.2005 об организации перевозок отдельных категорий граждан - получателей социальных услуг железнодорожным транспортом пригородного сообщения, заключенных обществом с министерством.
В соответствии с названным распоряжением (п. 3) и соглашениями министерство обязано полностью компенсировать обществу выпадающие доходы от предоставления соответствующих льгот отдельным категориям граждан за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
Как следует из материалов дела, затраты общества на бесплатную перевозку в 2006 г. граждан, имеющих право на льготы, превысили размер компенсации, полученной им из бюджета Республики Башкортостан, на 25430288 руб.
При этом суммы, предусмотренные в бюджете Республики Башкортостан на 2006 г. и предназначенные для финансирования льгот по бесплатному проезду железнодорожным транспортом отдельных категорий граждан, указанных в распоряжении Правительства Республики Башкортостан, не обеспечили компенсацию обществу выпадающих доходов от оказания услуг льготным категориям граждан на указанную сумму.
Довод Минфина РБ о том, что расходы общества по бесплатной перевозке отдельных категорий граждан не могут быть подтверждены отчетами формы ФО-1АЛ, а должен доказываться проездными билетами, судом кассационной инстанции отклоняется. Судами установлено, что данные, отраженные в отчетах по форме ФО-1АЛ, подтверждены утвержденным в установленном порядке бухгалтерским балансом общества. Доказательств недостоверности указанных данных суду не представлено.
Кроме того, обязанность подтверждать расходы на предоставление льгот по бесплатной перевозке отдельных категорий граждан проездными билетами или иными документами, обеспечивающими персонифицированный учет всех граждан, воспользовавшихся льготой, при проезде железнодорожным транспортом, не предусмотрена ни нормативными актами Республики Башкортостан, ни соглашениями, заключенными обществом с министерством.
Иным доводам Минфина РБ судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.03.2008 (резолютивная часть от 20.03.2008) по делу N А07-8845/2007-Г-ДИР и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2008 (резолютивная часть от 03.06.2008) по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства финансов Республики Башкортостан в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 сентября 2008 г. N Ф09-6685/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника