Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 16 сентября 2008 г. N Ф09-6586/08-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) на Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008 по делу N А50-90/08 Арбитражного суда Пермского края.
В судебном заседании принял участие представитель налогового органа -Щербакова Т.Г. (доверенность от 09.01.2008).
Представители индивидуального предпринимателя Федоровцева Валерия Дмитриевича (далее - предприниматель, заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к налоговому органу о признании недействительным решений от 31.07.2007 N 887, от 25.09.2007 N 12745, от 26.09.2007 N 1474.
Решением суда от 13.03.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008 решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанное Постановление суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права. По мнению налогового органа, обязанность преставления в ходе камеральной налоговой проверки дополнительных сведений и документов, подтверждающих расходы в целях налогообложения, в силу ст. 23, 88, 93, 252, 313 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), лежит на налогоплательщике.
Как следует из материалов дела, заявителем представлена в инспекцию налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2006 г. Требованием от 07.04.2007 N 15916 у предпринимателя были запрошены дополнительные документы, подтверждающие право предпринимателя на профессиональные налоговые вычеты.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДФЛ за 2006 г. инспекция вынесла решение от 31.07.2007 N 887 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 40294 руб., доначислении НДФЛ за 2006 г. в сумме 201470 руб. и начисления пеней в сумме 1001 руб. 39 коп. Основанием для принятия указанного решения послужили выводы налогового органа о необоснованном применении заявителем налогового вычета по НДФЛ в сумме 1549770 руб.
Во исполнение решения от 31.07.2007 N 887 налоговым органом вынесены решения от 25.09.2007 N 12745 о взыскании налогов и сборов за счет денежных средств налогоплательщика, от 26.09.2007 N 1474 о взыскании налогов и сборов за счет имущества налогоплательщика.
Предприниматель, полагая, что указанные решения нарушают его права и интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При рассмотрении спора суд первой инстанции признал оспариваемые решения правомерными, указав на то, что имеющиеся в материалах дела документы о понесенных предпринимателем в 2006 г. расходах не являются надлежащими документальными доказательствами расходов и не могут являться основанием для применения налогового вычета по НДФЛ.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции сослался на нарушение налоговым органом требований, установленных Кодексом, к порядку проведения камеральной налоговой проверки. Суд указал на отсутствие у налогового органа в рамках камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДФЛ истребовать у налогоплательщика дополнительные документы.
Вывод суда апелляционной инстанции является правильным, основан на материалах дела, исследованных согласно ст. 65, 71 Арбитражного кодекса Российской Федерации, и соответствует положениям действующего законодательства.
В статье 88 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ, действующей с 1 января 2007 г.) установлены особенности истребования документов при проведении камеральных налоговых проверок.
Из положений п. 1-3 ст. 88 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ, действующей с 1 января 2007 г.) камеральная проверка проводится на основе налоговой декларации (расчета) и документов, представляемых налогоплательщиком, которые он в соответствии с Кодексом должен приложить к декларации (расчету) или по своей инициативе, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В соответствии с п. 7 ст. 88 Кодекса при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено указанной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 221 Кодекса "Профессиональные налоговые вычеты" предусмотрено право налогоплательщиков, указанных в п. 1 ст. 227 Кодекса (в том числе индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица), на профессиональный налоговый вычет в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом, указание Кодекса "документально подтвержденные расходы" не может рассматриваться как обязанность налогоплательщика представлять налоговому органу для камеральной проверки документы, подтверждающие такие расходы. Пункт 1 ст. 221 Кодекса устанавливает порядок исчисления суммы профессионального налогового вычета.
Кодекс не содержит ни положений, обязывающих налогоплательщика, заявившего о применении профессионального налогового вычета, представлять при подаче декларации по НДФЛ документы, подтверждающие такой вычет, ни положений о праве налогового органа в ходе камеральной налоговой проверки истребовать у налогоплательщика такие документы (решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.08.2008 по делу N 7696/08).
Таким образом, суд апелляционной инстанции, установив несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, правомерно признал оспариваемые ненормативные акты недействительными (п. 14 ст. 101 Кодекса).
С учетом изложенного у суда кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008 по делу N А50-90/08 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Пермскому краю - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Пермскому краю в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 221 Кодекса "Профессиональные налоговые вычеты" предусмотрено право налогоплательщиков, указанных в п. 1 ст. 227 Кодекса (в том числе индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица), на профессиональный налоговый вычет в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом, указание Кодекса "документально подтвержденные расходы" не может рассматриваться как обязанность налогоплательщика представлять налоговому органу для камеральной проверки документы, подтверждающие такие расходы. Пункт 1 ст. 221 Кодекса устанавливает порядок исчисления суммы профессионального налогового вычета.
Кодекс не содержит ни положений, обязывающих налогоплательщика, заявившего о применении профессионального налогового вычета, представлять при подаче декларации по НДФЛ документы, подтверждающие такой вычет, ни положений о праве налогового органа в ходе камеральной налоговой проверки истребовать у налогоплательщика такие документы (решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.08.2008 по делу N 7696/08).
Таким образом, суд апелляционной инстанции, установив несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, правомерно признал оспариваемые ненормативные акты недействительными (п. 14 ст. 101 Кодекса)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 сентября 2008 г. N Ф09-6586/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника