Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 22 сентября 2008 г. N Ф09-6742/08-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.05.2008 по делу N А07-2466/08.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Морозова А.А. (доверенность от 10.01.2008 N 1450/14).
Представители государственного учреждения Нуримановский лесхоз Республики Башкортостан (далее - лесхоз), Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан (далее - министерство природопользования) и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - министерство земельных и имущественных отношений), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с лесхоза, а при недостаточности его денежных средств - с собственников имущества - министерства природопользования и министерства земельных и имущественных отношений, налогов в общей сумме 4326829 руб. 66 коп., пеней в общей сумме 1450534 руб. 94 коп., налоговых санкций в общей сумме 211222 руб. 66 коп. (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 05.05.2008 заявленные требования удовлетворены частично; с лесхоза взыскана недоимка по налогам в общей сумме 93088 руб. 90 коп. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
В апелляционном порядке решение не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Министерство земельных и имущественных отношений представило отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Лесхозом и министерством природопользования отзывов на кассационную жалобу не представлено.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Как следует из материалов дела, инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании с лесхоза, а при недостаточности его денежных средств - с собственников имущества - министерства природопользования и министерства земельных и имущественных отношений, налогов в общей сумме 4326829 руб. 66 коп., пеней в общей сумме 1450534 руб. 94 коп., налоговых санкций в общей сумме 211222 руб. 66 коп. Задолженность предъявлена в связи с неисполнением лесхозом требований налогового органа.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд исходил из того, что для бюджетных учреждений, у которых открыт лицевой счет, Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен исключительно судебный порядок взыскания задолженности по налогам, пеням, штрафам, а также из пропуска срока давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок.
Выводы суда основаны на материалах дела, исследованных с соблюдением требований ст. 65, 71, ч. 4 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству о налогах и сборах.
На основании п. 1 ст. 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 1 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" в судебном порядке осуществляется взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения, поскольку применение к данным организациям установленной ст. 46 и 47 Кодекса внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абз. 4 п. 2 ст. 45 Кодекса.
В силу п. 2 ст. 48 Кодекса установлен срок подачи в суд заявления о взыскании задолженности с физических лиц - шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности, которое должно быть выставлено в сроки, предусмотренные статьей 70 Кодекса.
Исходя из универсальности воли законодателя, выраженной в п. 2 ст. 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок, при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц следует руководствоваться соответствующим положением этого пункта. Следовательно, в данном случае шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением о принудительном взыскании налога, пеней должен исчисляться с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней.
В соответствии со ст. 115 Кодекса исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подп. 1-3 п. 2 ст. 45 Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в пределах шестимесячного срока инспекцией заявлены к взысканию налоги в сумме 93088 руб. 90 коп., в том числе: единый социальный налог, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 5967 руб., транспортный налог в сумме 82979 руб., единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 4142 руб. 90 коп.; в остальной части сумм, предъявленных к взысканию, инспекцией пропущен шестимесячный срок давности взыскания в судебном порядке.
При таких обстоятельствах с учетом правового статуса учреждения и пропуском инспекцией срока взыскания задолженности в судебном порядке, установленного п. 2 ст. 48 Кодекса, суд правомерно удовлетворил требования инспекции частично.
Выводы суда и установленные фактические обстоятельства переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.
Довод жалобы о необходимости применения к рассматриваемым правоотношениям срока, установленного ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку в силу ч. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Довод инспекции о том, что судом при вынесении решения не были учтены расчеты по основной задолженности и пеням, представленные налоговым органом, также отклоняется судом кассационной инстанции как не нашедший своего подтверждения в ходе кассационного производства. Правом обжалования решения суда в апелляционном порядке инспекция не воспользовалась.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.05.2008 по делу N А07-2466/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в пределах шестимесячного срока инспекцией заявлены к взысканию налоги в сумме 93088 руб. 90 коп., в том числе: единый социальный налог, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 5967 руб., транспортный налог в сумме 82979 руб., единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 4142 руб. 90 коп.; в остальной части сумм, предъявленных к взысканию, инспекцией пропущен шестимесячный срок давности взыскания в судебном порядке.
При таких обстоятельствах с учетом правового статуса учреждения и пропуском инспекцией срока взыскания задолженности в судебном порядке, установленного п. 2 ст. 48 Кодекса, суд правомерно удовлетворил требования инспекции частично.
...
Довод жалобы о необходимости применения к рассматриваемым правоотношениям срока, установленного ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку в силу ч. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 сентября 2008 г. N Ф09-6742/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника