Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 сентября 2008 г. N Ф09-6921/08-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.05.2008 по делу N А76-27248/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционной суда от 14.07.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Лопандин В.В. (доверенность от 29.09.2008 N 03-19/14724), Дубовикова Т.П. (доверенность от 05.02.2008 N 03-01/2484).
федерального государственного унитарного предприятия "Сигнал" (далее - предприятие) - Семеров Е.А. (доверенность от 09.01.2008 б/н).
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным требования инспекции от 12.12.2007 N 24490 об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 14.05.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, оспариваемое требование налогового органа признано недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами п. 7, 8 постановления Правительства Российской Федерации "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Правительства РФ от 3 сентября 1999 г. N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом"
В представленном отзыве предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители предприятия и инспекции поддержали доводы, изложенные в жалобе и в отзыве на нее.
Как следует из материалов дела, инспекцией в адрес предприятия направлено требование N 24490 об уплате пеней в общей сумме 22787036 руб. и штрафов в общей сумме 5131741 руб. 31 коп.
Предприятие 13.12.2007 обратилось в инспекцию с заявлением о списании задолженности по пеням в общей сумме 22791470 руб., начисленным на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в областной и местный бюджеты.
Письмом от 18.12.2007 N 09-26/14121 инспекция отказала в списании вышеуказанной задолженности.
Считая отказ налогового органа незаконным, предприятие обжаловало его в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.02.2008 по делу N А76-27098/07 требования предприятия удовлетворены, письмо инспекции от 18.12.2007 N 09-26/14121 признано недействительным. При рассмотрении указанного дела судом установлено, что задолженность по пеням в сумме 22787036 руб. подлежит списанию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2002 N 251 "О порядке списания задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителем работ по государственному оборонному заказу 1994-1999 гг., по пеням, начисленным на 01.01.2002 на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды", постановлениями губернатора Челябинской области от 18.11.2002 N 546 и главы г. Челябинска от 23.12.2002 N 2021-п.
Полагая, что требование от 12.12.2007 N 24490 нарушает его права и законные интересы, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного требования недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что основания для принудительного взыскания пеней в сумме 22787036 руб. отсутствуют, поскольку указанная задолженность признана подлежащей списанию вступившим в законную силу решением суда. Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для предложения уплаты налоговых санкций в сумме 5131741 руб. 32 коп.
В силу ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, поскольку решением Арбитражного суда Челябинской области от 22.02.2008 по делу N А76-27098/07 задолженность по пеням в сумме 22787036 руб. признана подлежащей списанию, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для ее принудительного взыскания.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что предприятие получило право на реструктуризацию задолженности по налоговым платежам, в частности, по штрафам в общей сумме 5131741 руб. 32 коп., начисленным до октября 2001 года. Кроме того, право на реструктуризацию штрафов в указанной сумме подтверждено судебными актами (в том числе постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30.09.2008) по делу N А76-27099/07 Арбитражного суда Челябинской области.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" реструктуризация задолженности по начисленным пеням и штрафам проводится путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной по данным учета налогового органа по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации задолженности, независимо от даты подачи заявления.
По смыслу указанной нормы, а также ст. 104, 114 Налогового кодекса Российской Федерации внесение сумм налоговых санкций в реструктуризацию и погашение задолженности по штрафам в порядке, установленном вышеназванным постановлением, свидетельствует о добровольном исполнении обязанности налогоплательщика по уплате налоговых санкций и исключает возможность их взыскания.
При таких обстоятельствах оспариваемое требование инспекции правомерно признано судами недействительным.
Установленные фактические обстоятельства и выводы суда переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.05.2008 по делу N А76-27248/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционной суда от 14.07.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждено, что предприятие получило право на реструктуризацию задолженности по налоговым платежам, в частности, по штрафам в общей сумме 5131741 руб. 32 коп., начисленным до октября 2001 года. Кроме того, право на реструктуризацию штрафов в указанной сумме подтверждено судебными актами (в том числе постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30.09.2008) по делу N А76-27099/07 Арбитражного суда Челябинской области.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" реструктуризация задолженности по начисленным пеням и штрафам проводится путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной по данным учета налогового органа по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации задолженности, независимо от даты подачи заявления.
По смыслу указанной нормы, а также ст. 104, 114 Налогового кодекса Российской Федерации внесение сумм налоговых санкций в реструктуризацию и погашение задолженности по штрафам в порядке, установленном вышеназванным постановлением, свидетельствует о добровольном исполнении обязанности налогоплательщика по уплате налоговых санкций и исключает возможность их взыскания."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 сентября 2008 г. N Ф09-6921/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника