Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 29 сентября 2008 г. N Ф09-6998/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Челябинской области (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.05.2008 по делу N А76-4831/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие:
индивидуальный предприниматель Спицына Елена Валерьевна (далее - предприниматель; свидетельство серии 74 N 002488697);
представитель инспекции - Антохина О.А. (доверенность от 08.04.2008 N 12).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 09.04.2008 N 84 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 3000 руб.
Решением суда от 07.05.2008 заявление предпринимателя удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений письма Министерства финансов Российской Федерации от 23.10.1996 N 16-00-30-58 "Об утверждении форм документов строгой отчетности".
Как следует из материалов дела, инспекцией 12.03.2008 проведена проверка соблюдения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон) при осуществлении денежных расчетов в службе такси "Автоимперия", принадлежащей предпринимателю.
В ходе проверки установлено, что при осуществлении услуги по перевозке пассажира водитель такси "Автоимперия" Тарасов Е.А. выдал пассажиру вместо контрольно-кассового чека билет на проезд в такси по форме 07512008, что зафиксировано в акте проверки от 12.03.2008 N 146.
По результатам проверки инспекцией составлен протокол от 26.03.2008 N 81 об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление от 09.04.2008 N 84 о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 3000 руб.
Считая постановление инспекции незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из отсутствия в действиях предпринимателем состава вменяемого ему административного правонарушения.
Выводы судов являются правильными и соответствуют материалам дела.
Согласно ст. 14.5 Кодекса продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа.
В силу п. 1 ст. 2 Закона при осуществлении денежных расчетов с населением обязательно применение контрольно-кассовой техники.
Ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения контрольно-кассовых машин предусмотрена ст. 14.5 Кодекса.
Исходя из п. 2 ст. 2 Закона организации и индивидуальные предприниматели согласно порядку, определенному Правительством Российской Федерации, в случае оказания услуг населению могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ при условии выдачи бланков строгой отчетности.
В силу п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" до момента издания Правительством Российской Федерации соответствующих нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
Поскольку перевозка пассажиров является одним из видов услуг, оказываемых населению, она может осуществляться с использованием бланков строгой отчетности без применения контрольно-кассовой техники.
Допустимость применения бланков строгой отчетности при оказании услуг по перевозке пассажиров исходя из положений Закона не поставлена в зависимость от того, являются соответствующие транспортные средства транспортом общего пользования или нет.
Кроме того, в силу ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме. Фрахтовщик обязан выдать фрахтователю квитанцию в форме бланка строгой отчетности или кассовый чек, подтверждающие оплату стоимости пользования легковым такси.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что водитель такси выдал пассажиру бланк строгой отчетности по форме по форме 07512008, утвержденной письмом Министерства финансов Российской Федерации от 23.10.1996 N 16-00-30-58 (билет на одну поездку в городском наземном транспорте).
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях предпринимателя состава вменяемого ему административного правонарушения.
Довод инспекции о неправильном применении судами норм материального права судом кассационной инстанции отклоняется как основанный на неверном толковании Закона.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.05.2008 по делу N А76-4831/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" до момента издания Правительством Российской Федерации соответствующих нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
...
Допустимость применения бланков строгой отчетности при оказании услуг по перевозке пассажиров исходя из положений Закона не поставлена в зависимость от того, являются соответствующие транспортные средства транспортом общего пользования или нет.
Кроме того, в силу ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме. Фрахтовщик обязан выдать фрахтователю квитанцию в форме бланка строгой отчетности или кассовый чек, подтверждающие оплату стоимости пользования легковым такси.
...
Довод инспекции о неправильном применении судами норм материального права судом кассационной инстанции отклоняется как основанный на неверном толковании Закона."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 сентября 2008 г. N Ф09-6998/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника