Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 30 сентября 2008 г. N Ф09-6954/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу заместителя прокурора Пермского края (далее - прокурор) на решение Арбитражного суда Пермского края от 10.04.2008 по делу N А50-13396/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2008 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель прокурора - Протасова М.М. (прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Свердловской области; удостоверение N 154119 действительно по 14.07.2011).
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Прокурор обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным распоряжения губернатора Пермской области (далее - губернатор) от 29.01.2004 N 33-р "Об утверждении перечней малодебитных скважин 2003 г. по ЗАО "Уральская нефтяная компания" (далее - распоряжение N 33-р).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю, закрытое акционерное общество "Уральская нефтяная компания" (далее - ЗАО Уральская нефтяная компания").
Решением суда от 10.04.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, прокурор просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также на ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела.
Губернатор в отзыве указал, что с доводами, изложенными в кассационной жалобе, не согласен, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, распоряжением N 33-р в целях реализации п. 1 ст. 20 Закона Пермской области от 30.08.2001 N 1685-296 "О налогообложении в Пермской области" (далее - Закон о налогообложении) губернатором утвержден перечень малодебитных скважин ЗАО "Уральская нефтяная компания" в 2003 г.
Полагая, что распоряжение N 33-р является незаконным, прокурор обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из пропуска прокурором установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока подачи заявления в суд.
Вывод судов является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.04.2006 N 16228/05, пропуск срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Как установлено судами на основании материалов дела, прокурор обратился с заявлением о признании недействительным распоряжения от 29.01.2004 N 33-р только 22.09.2007, то есть с пропуском указанного срока.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Частями 1 и 2 ст. 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено данным Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
При этом нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду.
В Информационном письме Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 22.08.2002 N 38-15-02 "О некоторых вопросах участия прокуроров в арбитражном процессе, связанных с принятием и введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" прокурорам разъяснено, что при подготовке заявлений о признании ненормативных актов недействительными необходимо иметь в виду, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Поскольку прокурор является органом, надзирающим за единообразием законности, он обязан своевременно отслеживать принятие соответствующими органами власти ненормативных актов и выявлять нарушения с учетом сокращенных сроков для их обжалования.
Как следует из материалов дела, ходатайствуя о восстановлении срока, прокурор указал на тот факт, что срок, установленный п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактически им не пропущен, поскольку его следует исчислять с даты получения прокуратурой Пермского края письма губернатора Пермского края "О протестах прокуратуры Пермского края" N 01-07-80, а именно с 07.08.2008, поскольку до указанного времени в прокуратуре Пермского края отсутствовала информация о незаконности распоряжения N 33-р.
Однако судами установлено и материалами дела подтверждено, что копия распоряжения N 33-р была направлена аппаратом администрации Пермской области в адрес прокуратуры Пермской области наряду с иными документами 03.02.2004, о чем свидетельствуют сопроводительное письмо N И01-01-38 и копия соответствующих страниц регистра учета корреспонденции, направляемой в адрес прокуратуры Пермской области аппаратом администрации Пермской области.
Как правильно указали суды, поскольку из имевшегося в распоряжении прокуратуры текста оспариваемого распоряжения N 33-р следует, что в нем речь идет о реализации положений п. 1 ст. 20 Закона о налогообложении, следовательно, в 2004 г. прокуратуре Пермской области должно было быть известно о несоответствии распоряжения губернатора положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
Суды, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне и объективно исследовав и оценив указанные обстоятельства и доказательства, связанные с причинами пропуска заявителем установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обращение в арбитражный суд, правомерно не признали указанные прокурором причины пропуска срока уважительными и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для переоценки данного вывода у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 10.04.2008 по делу N А50-13396/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2008 указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу заместителя прокурора Пермского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Информационном письме Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 22.08.2002 N 38-15-02 "О некоторых вопросах участия прокуроров в арбитражном процессе, связанных с принятием и введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" прокурорам разъяснено, что при подготовке заявлений о признании ненормативных актов недействительными необходимо иметь в виду, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
...
Как правильно указали суды, поскольку из имевшегося в распоряжении прокуратуры текста оспариваемого распоряжения N 33-р следует, что в нем речь идет о реализации положений п. 1 ст. 20 Закона о налогообложении, следовательно, в 2004 г. прокуратуре Пермской области должно было быть известно о несоответствии распоряжения губернатора положениям Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 сентября 2008 г. N Ф09-6954/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника