Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 8 октября 2008 г. N Ф09-7140/08-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.03.2008 по делу N А76-26791/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2008 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Крупенко А.Ю. (доверенность от 08.02.2008 N 05-02/5163).
Представители общества с ограниченной ответственностью "Компания Продторг" (далее - общество), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением об обязании инспекции возвратить излишне уплаченные налоги в общей сумме 231765 руб., уплатить проценты в сумме 75291 руб. 71 коп., начисленные за невозвращенные излишне уплаченные налоги, и проценты в сумме 1744 527 руб. 44 коп., начисленные за нарушение сроков возврата излишне уплаченных налогов (с учетом уточнения требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 11.03.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме: суд обязал инспекцию возвратить обществу излишне уплаченные налоги в общей сумме 231765 руб., а также уплатить проценты в сумме 75291 руб. 71 коп., начисленные за невозвращенные излишне уплаченные налоги, и проценты в сумме 1744527 руб. 44 коп., начисленные за нарушение сроков возврата излишне уплаченных налогов.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Инспекция указывает, что ответы на заявления общества о возврате налогов представлены своевременно; в части заявлений произведен возврат, в части - в возврате отказано ввиду истечения срока, установленного п. 7 ст. 78 Кодекса. Кроме того, инспекция не согласна с периодом, за который начислены проценты, полагает, что просрочка составляет 5 дней - с 12.05.2005 по 15.05.2005.
Отзыва на кассационную жалобу обществом не представлено.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией г. Челябинска 31.05.1999, состоит на налоговом учете и является плательщиком налогов.
Общество неоднократно обращалось в налоговый орган с заявлениями о возврате излишне уплаченных налогов.
Заявлениями от 20.12.2004, 20.01.2005, 18.02.2005 общество просило возвратить излишне уплаченный налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 2200000 руб., 260000 руб., 525000 руб. соответственно. Письмами от 20.01.2005, 25.01.2008, 28.02.2005 инспекция отказала в возврате указанных сумм НДС, ссылаясь на истечение трехлетнего срока подачи налоговой декларации, установленного п. 2 ст. 173 Кодекса.
Заявлениями от 16.03.2005, 19.04.2005, 20.05.2005 общество просило возвратить излишне уплаченный НДС в сумме 555000 руб., 2947000 руб., 110000 руб. соответственно. Письмом от 24.06.2005 инспекция отказала в возврате указанных сумм НДС в связи с наличием, по мнению налогового органа, в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности, выразившейся в непредставлении налоговому органу документов для проведения налоговой проверки.
Согласно вышеуказанным заявлениям общая сумма излишне уплаченного НДС составила 6571000 руб. и возвращена обществу платежными поручениями от 31.05.2007 N 923, 924.
Заявлением от 08.04.2005 общество просило возвратить излишне уплаченный налог на прибыль в общей сумме 266300 руб. Письмом от 24.06.2005 инспекция отказала в возврате налога на прибыль в сумме 196359 руб. в связи с наличием, по мнению налогового органа, в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности, выразившейся в непредставлении налоговому органу документов для проведения налоговой проверки. Налог в общей сумме 69522 руб. 75 коп. возвращен обществу платежными поручениями от 30.05.2007 N 838, 839, 840.
Заявлением от 11.04.2005 налогоплательщик просил возвратить излишне уплаченные налог на пользователей автомобильных дорог в сумме 147500 руб., налог с продаж в сумме 58800 руб., целевые сборы на содержание милиции в сумме 3000 руб. Указанные суммы возвращены на расчетный счет общества платежными поручениями от 14.05.2005 N 961, 962, 963.
Заявлением от 11.04.2005 налогоплательщик просил возвратить излишне уплаченный налог на имущество в сумме 109400 руб. Письмом от 14.04.2005 инспекция отказала в возврате переплаты, ссылаясь на то, что указанная сумма переплаты не подтверждается данными карточки лицевого счета. Платежным поручением от 30.05.2007 N 841 налог на имущество возвращен частично в сумме 73994 руб.
Полагая, что указанные действия инспекции нарушают его права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из наличия у общества права на возврат излишне уплаченных налогов, с начислением процентов за невозвращенные излишне уплаченные налоги и за нарушение сроков возврата.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству о налогах и сборах.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченного налога в порядке, предусмотренном данным Кодексом.
В силу п. 8 ст. 78 Кодекса в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям, заявление в налоговый орган о возврате излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. При этом началом течения этого срока определен день уплаты налога.
В связи с тем что обязанность инспекции по возврату излишне уплаченного налога возникает в случае подачи налогоплательщиком заявления в пределах трехлетнего срока с момента уплаты налога, подача заявления за пределами указанного срока является самостоятельным основанием для отказа инспекцией в возврате излишне уплаченного налога.
В случае пропуска налогоплательщиком срока, установленного п. 8 ст. 78 Кодекса, он вправе обратиться в суд с имущественным требованием о возврате из бюджета переплаченной суммы налога. В этом случае подлежат применению общие правила исчисления срока исковой давности.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, содержащаяся в п. 8 ст. 78 Кодекса норма не препятствует в случае пропуска указанного в ней срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в данном случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 10 ст. 78 Кодекса в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного п. 6 указанной статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Судами установлено и материалами дела подтверждено наличие у общества переплаты по налогам в общей сумме 231765 руб., в том числе по налогу на прибыль в сумме 196365 руб. и налогу на имущество в сумме 35400 руб.; срок подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога налогоплательщиком не пропущен; требование о возврате из бюджета излишне уплаченных сумм налогов правомерно. Расчет процентов, начисленных на суммы налогов, возврат которых инспекцией не произведен, а также процентов, начисленных за нарушение сроков возврата судами проверен и признан соответствующим действующему законодательству.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов и установленные фактические обстоятельства переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.
С учетом изложенного основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.03.2008 по делу N А76-26791/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, содержащаяся в п. 8 ст. 78 Кодекса норма не препятствует в случае пропуска указанного в ней срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в данном случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 10 ст. 78 Кодекса в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного п. 6 указанной статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 октября 2008 г. N Ф09-7140/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7140/08-С3