Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 8 октября 2008 г. N Ф09-5629/08-С1
См. также Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 сентября 2008 г. N Ф09-5629/08-С1
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ольга" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.01.2008 по делу N А47-6496/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области (далее - управление) о признании недействительной долгосрочной лицензии серии XX N 2148, выданной 26.02.2001 Оренбургоблохотуправлением Оренбургскому областному обществу охотников и рыболовов (далее - общество охотников и рыболовов) со сроком действия с 01.03.2001 по 01.03.2011.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Оренбургская областная общественная организация охотников и рыболовов (далее - организация охотников и рыболовов), государственное учреждение "Пономаревский лесхоз" (далее - ГУ "Пономаревский лесхоз").
Решением суда от 09.01.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. Производство по делу в отношении Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных по Оренбургской области прекращено в связи с ликвидацией указанного лица.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст. 35, 37, 38 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире), а также на нарушение обжалуемой лицензией прав и законных интересов общества.
Как следует из материалов дела, Оренбургоблохотуправлением 26.02.2001 обществу охотников и рыболовов была выдана долгосрочная лицензия серии XX N 2148 на пользование объектами животного мира со сроком действия с 01.03.2001 по 01.03.2011. В указанной лицензии имеется ссылка на распоряжение от 11.05.1994 N 345-р, которым определена площадь 59,1 тыс. га в Пономаревском охотничьем хозяйстве в границах согласно указанному распоряжению.
Агентством лесного хозяйства по Оренбургской области 06.07.2006 был проведен лесной конкурс на право заключения договоров аренды участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства.
По итогам данного конкурса общество было признано победителем по лоту N 28 на участок лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства ГУ "Пономаревский лесхоз", что подтверждается протоколом заседания комиссии по вопросу определения победителя лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда от 06.07.2006.
ГУ "Пономаревский лесхоз" 19.06.2006 с обществом был заключен договор аренды участка лесного фонда площадью 3205 га, находящегося в Пономаревском административном районе Оренбургской области для нужд охотничьего хозяйства, в кварталах N 35, 41-50, 70-77, 81, 85-96, 100-102, 105-108, 111, 114, 115, 119, 121, 122, 125, 126.
Данный договор аренды был зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы Оренбургской области 27.09.2006.
Общество 16.03.2007 обращалось в Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области (далее - министерство) с заявкой на получение лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты. В рассмотрении заявки обществу было отказано по причине того, что на заявленную обществом территорию обществу охотников и рыболовов ранее выдана долгосрочная лицензия серии XX от 26.02.2001 N 2148 сроком действия до 01.03.2011 (письмо Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 11.05.2007 N 04/677-05, письмо министерства от 23.05.2007 N МК-27/19-4719).
Полагая, что наличие у общества охотников и рыболовов долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира препятствует реализации его прав по договору аренды участка лесного фонда, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании долгосрочной лицензии серии XX N 2148 на пользование объектами животного мира со сроком действия с 01.03.2001 по 01.03.2011 недействительной.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из недоказанности факта нарушения прав общества.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
При рассмотрении спора судом установлено, что на основании распоряжения главы администрации Оренбургской области от 18.08.1999 N 747-р Оренбургохотуправление 26.02.2001 выдало обществу охотников и рыболовов долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира серии XX N 2148 сроком действия с 01.03.2001 по 01.03.2011.
На основании ч. 1 ст. 33 Закона о животном мире объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии.
В силу ч. 5 ст. 35 Закона о животном мире пользование животным миром осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории.
В соответствии со ст. 36 Закона о животном мире долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.1996 N 1574 "О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира" установлено, что долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира в порядке, установленном Законом о животном мире в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, выдает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Согласно п. 3 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий, утвержденного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 26.06.2000 N 569 (далее - Положение о порядке выдачи долгосрочных лицензий), органом, уполномоченным выдавать долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, за исключением охотничьих животных, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, является специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания.
В силу Порядка выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденного распоряжением главы администрации Оренбургской области от 18.08.1999 N 747-р, специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, осуществляющим долгосрочное лицензирование деятельности на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на территории Оренбургской области, является Оренбургоблохотуправление.
Следовательно, оспариваемая долгосрочная лицензия на право пользования животным миром выдана Оренбургоблохотуправлением в рамках полномочий, предоставленных законом.
В силу ст. 37 Закона о животном мире высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что главой администрации Оренбургской области 11.05.1994 принято распоряжение N 345-р о закреплении за обществом охотников и рыболовов охотничьих угодий, общей площадью 1712,1 тыс. га, сроком на 25 лет.
В названной долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира указано, что, выдавая данную лицензию, Оренбургоблохотуправление руководствовалось как нормативным правовым актом - распоряжением главы администрации Оренбургской области от 18.08.1999 (действовавшем до 19.03.2004), так и ненормативным правовым актом - распоряжением главы администрации Оренбургской области от 11.05.1994 N 345-р, которым принято решение о предоставлении названной территории обществу охотников и рыболовов для пользования животным миром.
При таких обстоятельствах правильным является вывод судов об отсутствии существенных нарушений порядка выдачи лицензии.
Статьей 47 Закона о животном мире и п. 19 Положения предусмотрено, что лицензирующий орган аннулирует действие долгосрочной лицензии в случаях: отказа от пользования охотничьими животными; истечения установленного срока пользования; нарушения законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, животного мира и условий пользования охотничьими животными, оговоренных в долгосрочной лицензии; ликвидации юридического лица; прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
По смыслу указанных норм приказ об аннулировании долгосрочной лицензии может быть издан только при наличии одного или нескольких вышеназванных оснований.
Вышеуказанный перечень оснований для прекращения пользования животным миром является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Из материалов дела следует, что Оренбургское областное общество охотников и рыболовов переименовано в Оренбургскую областную общественную организацию охотников и рыболовов. Другие признаки (юридический адрес, ИНН) принадлежат этому лицу и позволяют идентифицировать пользователя объектами животного мира.
Несоответствие наименования организации, которой выдана лицензия с учетом последующего переименования, не является основанием аннулирования лицензии в силу названных норм права.
Кроме того, оспариваемая лицензия выдана обществу охотников и рыболовов до заключения обществом с ГУ "Пономаревский лесхоз" договора аренды участка лесного фонда от 19.06.2006, следовательно, суды пришли к обоснованному выводу о том, что выдачей даннной лицензии не нарушены права и законные интересы заявителя.
Вместе с тем в соответствии со ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 80 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства является одним из видов лесопользования.
Согласно ст. 121 Лесного кодекса Российской Федерации участки лесного фонда гражданам и юридическим лицам могут предоставляться в пользование для нужд охотничьего хозяйства в порядке, установленном данным Кодексом. Порядок пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 3 Закона о животном мире определяет предмет правового регулирования данного Закона, в который входят отношения в области охраны и использования объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы.
Из материалов дела следует, что обществу охотников и рыболовов выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии XX N 2148 со сроком действия с 01.03.2001 по 01.03.2011, в силу которой данная организация вправе пользоваться объектами животного мира на определенном участке лесного фонда для целей спортивной охоты.
В силу ч. 1 ст. 37 Лесного кодекса Российской Федерации использование гражданами лесов для осуществления любительской охоты и спортивной охоты осуществляется без предоставления лесных участков в соответствии со ст. 11 данного Кодекса.
На основании ч. 7 ст. 11 Лесного кодекса Российской Федерации пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством о животном мире.
Согласно ст. 36 Лесного кодекса Российской Федерации ведение охотничьего хозяйства на лесных участках представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту. Лесные участки, предоставляемые для ведения охотничьего хозяйства, признаются охотничьими угодьями. Охота на лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, осуществляется в соответствии с Законом о животном мире и данным Кодексом. На лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, допускается возведение временных построек и осуществление благоустройства этих лесных участков. Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения охотничьего хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.
Таким образом, ведение охотничьего хозяйства предполагает проведение комплекса мероприятий и работ, осуществление которых на участках лесного фонда без их использования невозможно.
Между тем анализ законодательства (Закон о животном мире, Лесной кодекс Российской Федерации), регулирующего порядок предоставления в пользование объектов животного мира и участков лесного фонда, свидетельствует о том, что приобретение прав пользования животным миром на предоставленной в установленном порядке территории не влечет автоматически приобретение прав и обязанностей по пользованию лесным фондом.
Следовательно, ведение охоты является видом пользования объектами животного мира, а не видом лесопользования для нужд охотничьего хозяйства.
Разграничение права пользования животным миром от права пользования лесным фондом и другими природными ресурсами является одним из принципов государственного управления, регулирования и контроля в области охраны и использования объектов животного мира, сохранения и восстановления их сферы обитания.
Ввиду указанного выводы судов о том, что выдача оспариваемой долгосрочной лицензии обществу охотников и рыболовов не препятствует реализации прав общества по договору аренды участка лесного фонда, является обоснованным.
Поскольку обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии нарушения его прав обжалуемой лицензией, вывод судов об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований является правильным.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.01.2008 по делу N А47-6496/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ольга" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 36 Лесного кодекса Российской Федерации ведение охотничьего хозяйства на лесных участках представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту. Лесные участки, предоставляемые для ведения охотничьего хозяйства, признаются охотничьими угодьями. Охота на лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, осуществляется в соответствии с Законом о животном мире и данным Кодексом. На лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, допускается возведение временных построек и осуществление благоустройства этих лесных участков. Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения охотничьего хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.
Таким образом, ведение охотничьего хозяйства предполагает проведение комплекса мероприятий и работ, осуществление которых на участках лесного фонда без их использования невозможно.
Между тем анализ законодательства (Закон о животном мире, Лесной кодекс Российской Федерации), регулирующего порядок предоставления в пользование объектов животного мира и участков лесного фонда, свидетельствует о том, что приобретение прав пользования животным миром на предоставленной в установленном порядке территории не влечет автоматически приобретение прав и обязанностей по пользованию лесным фондом."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 октября 2008 г. N Ф09-5629/08-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника