Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 8 октября 2008 г. N Ф09-7219/08-С3
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Магнитогорска Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.05.2008 по делу N А76-3484/08.
В судебном заседании принял участие представитель налогового органа - Окунев А.А. (доверенность от 09.01.2008 N 03-45/5-ю).
Представители общества с ограниченной ответственностью "Дом" (далее - общество, налогоплательщик), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 20.12.2007 N 7682 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках (далее - решение от 20.12.2007 N 7682).
Решением суда от 23.05.2008 заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части взыскания пеней в сумме 58708 руб. 60 коп. за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 23, 45-47, 69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению налогового органа, незаконность требования не влечет незаконность оспариваемого решения.
В отзыве на жалобу, поступившем в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит оставить решение суда без изменения как вынесенное в соответствии с нормами действующего законодательства, на основании имеющихся в деле доказательств. Налогоплательщик указывает на то, что истечение сроков на принудительное взыскание влечет невозможность взыскания недоимки и пени в бесспорном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекцией в связи с неисполнением в установленный срок требования от 14.11.2008 N 5491 об уплате пеней в сумме 60216 руб. 49 коп. вынесено решение от 20.12.2007 N 7682 о взыскании указанных сумм за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
Полагая, что вынесенное инспекцией решение нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд, удовлетворяя заявленные требования в части взыскания пеней в сумме 58708 руб. 60 коп., исходил из того, что на основании требования от 14.11.2008 N 5491 невозможно проверить правильность исчисления налоговым органом пени, поскольку в нарушение п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) в нем инспекцией не указаны размер недоимки, на которую начислены пени, а также период их начисления и ставка пеней. Кроме того, суд указал на то, что в связи с утратой возможности взыскания в принудительном порядке задолженности налоговый орган не вправе взыскивать и начисленные на нее пени.
Данные выводы суда являются верными и соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
В силу п. 1 ст. 45 Кодекса неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 69 Кодекса требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно п. 4 ст. 69 Кодекса, разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в п. 19 Постановления Пленума от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в требовании об уплате налога должны содержаться сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. В направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны быть указаны размер недоимки, дата, с которой начисляются пени, и ставки пеней, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пеней.
Во всех случаях требование должно соответствовать действительным налоговым обязательствам налогоплательщика и содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Судом установлено, что требование от 14.11.2008 N 5491 не соответствует положениям, установленным п. 4 ст. 69 Кодекса, так как в нем не указаны размер недоимки, на которую начислены пени, даты погашения недоимок, а также период начисления пени и ставка пеней. При отсутствии указанных сведений не представляется возможным проверить правильность исчисленного налоговым органом размера пени.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст. 46 Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 47 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 46 Кодекса взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
При этом решение о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога, пеней (п. 3 ст. 46 Кодекса). Данные положения применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора (п. 9 ст. 46 Кодекса).
Признание недействительным требования, в связи с неисполнением которого принято решение о взыскании указанной в нем суммы налога за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банке, также влечет за собой недействительность указанного решения.
Согласно ст. 75 Кодекса пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, начисление пеней носит компенсационный характер и является способом обеспечения исполнения налоговых обязательств. Начисление пеней на недоимку, взыскание которой невозможно, противоречит названным нормам.
Судом в ходе судебного разбирательства установлено, что задолженность, на которую начислены спорные пени, образовалась в 2003-2007 гг., требование об уплате пеней выставлено 20.12.2007.
Доказательства принятия мер по принудительному взысканию суммы задолженности, на которую начислены пени, налоговым органом в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал оспариваемое решение налогового органа недействительным в части взыскания пеней в сумме 58708 руб. 60 коп.
В остальной части решение суда не обжаловалось.
Вывод суда об утрате инспекцией права на взыскание задолженности по налогам и пеням в связи с истечением трехлетнего срока, который является ошибочным, не привел к принятию неправильного судебного акта.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.05.2008 по делу N А76-3484/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Магнитогорска Челябинской области - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Магнитогорска Челябинской области в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 2 ст. 46 Кодекса взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
При этом решение о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога, пеней (п. 3 ст. 46 Кодекса). Данные положения применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора (п. 9 ст. 46 Кодекса).
...
Согласно ст. 75 Кодекса пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 октября 2008 г. N Ф09-7219/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника