Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 7 октября 2008 г. N Ф09-7153/08-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее - департамент) на решение Арбитражного суда Пермского края от 27.05.2008 по делу N А50-4538/2008.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Общество с ограниченной ответственностью "Сипром" (далее - общество "Сипром") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа департамента в произведении расчета выкупной стоимости земельных участков площадью 2457,16 кв.м и 3901,22 кв.м с учетом их кадастровой стоимости по состоянию на 2007 год, изложенного в письме от 25.03.2008 N И-21-01-09-4934; обязании департамента заключить с обществом "Сипром" договор купли-продажи земельных участков площадью 2457,16 кв.м с кадастровым номером 59:01:3510310:0057, и 3910,22 кв.м с кадастровым номером 59:01:3510310:0056, находящихся по адресу: г. Пермь, ул. Бумажников, д. 1, по цене и на условиях, действовавших на момент подачи заявки о выкупе земельного участка в 2007 году, т.е. по кадастровой стоимости 1265 руб. 08 коп. за 1 кв.м земли, всего за 77712 руб. 60 коп. и 123383 руб. 89 коп. соответственно.
Решением суда от 27.05.2008 требования общества "Сипром" удовлетворены. Признан незаконным отказ департамента в произведении расчета выкупной стоимости земельных участков площадью 2457,16 кв.м и 3901,22 кв.м с учетом их кадастровой стоимости по состоянию на 2007 год, изложенный в письме от 25.03.2008 N И-21-01-09-4934. На департамент возложена обязанность заключить с обществом "Сипром" договоры купли-продажи земельных участков площадью 2457,16 кв.м с кадастровым номером 59:01:35 1 0310:0057, и 3901,22 кв.м с кадастровым номером 59:01:35 1 0310:0056, находящихся по адресу: г. Пермь, ул. Бумажников, д. 1, по цене и на условиях, действовавших на момент подачи заявки о выкупе земельного участка в 2007 году, т.е. по кадастровой стоимости 1265 руб. 08 коп. за 1 кв.м земли, по цене за весь земельный участок 77712 руб. 60 коп. и 123383 руб. 89 коп. соответственно.
В порядке апелляционного производства решение суда не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, департамент просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на применение судом п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не подлежащего применению в рассматриваемом случае. Заявитель указывает на то, что судом не приняты во внимание положения ст. 6 названного Кодекса, ст. 1, 14, 16 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", согласно которым объектом земельных отношений является сформированный земельный участок, границы которого удостоверены и установлены на местности. Общество "Сипром", обращаясь с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность, в нарушение п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации не приложило кадастровые планы испрашиваемых земельных участков. Поскольку земельные участки на момент обращения общества "Сипром" в департамент не были поставлены на кадастровый учет, у департамента отсутствовала возможность рассчитать их кадастровую стоимость по состоянию на 2007 год, т.е. на момент подачи обществом "Сипром" заявления о выкупе земельных участков.
Как установлено судом и следует из материалов дела, обществу "Сипром" на праве собственности принадлежит 4-этажное панельное здание химводоочистки, литера Л, и 3-этажное кирпичное здание управления с подвалом, литера П, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 22.10.2002.
Общество "Сипром" обратилось в Управление земельных отношений администрации г. Перми (ныне - департамент) с заявлением от 06.11.2007 N 105 о предоставлении в собственность земельных участков площадью 2457,16 кв.м и 3901,22 кв.м, занимаемых вышеуказанными объектами недвижимости.
Управлением земельных отношений администрации г. Перми принят приказ от 29.12.2007 N 2915-з о предоставлении в собственность обществу "Сипром" за плату земельных участков, расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Бумажников, д. 1, площадью 2457,16 кв.м под 4-этажным панельным зданием химводоочистки, литера Л, и площадью 3901,22 кв.м, под 3-этажным кирпичным зданием управления с подвалом, литера П. Данным приказом на общество "Сипром" возложена обязанность осуществить постановку названных земельных участков на государственный кадастровый учет.
Поскольку приказ не содержал сведений о выкупной цене земельного участка, общество "Сипром" произвело расчет выкупной цены земельного участка исходя из кадастровой стоимости земли, действовавшей на момент обращения общества с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность, и обратилось к департаменту с просьбой заключить договор.
Департамент в письме от 25.03.2008 N И-21-02-09-4934 сообщил обществу "Сипром" о том, что заключение договоров купли-продажи земельных участков, расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Бумажников, д. 1, площадью 2457,16 кв.м и 3901,22 кв.м с учетом их кадастровой стоимости на 2007 год невозможно, поскольку земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет в 2008 году, в связи с чем расчет выкупной цены может быть произведен исходя из кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 2008 год.
Общество "Сипром", ссылаясь на то, что департамент в соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации обязан в течение месяца с момента обращения общества "Сипром" с заявлением о предоставлении ему в собственность земельных участков принять соответствующее решение и подготовить проект договора купли-продажи, в связи с чем выкупная стоимость данных земельных участков должна быть рассчитана исходя из их кадастровой стоимости по состоянию на 2007 год, обратился в суд с заявлением о признании отказа департамента незаконным и нарушающим его права и законные интересы и об обязании департамента заключить с обществом "Сипром" договоры купли-продажи земельных участков по указанной цене.
Суд первой инстанции с учетом п. 1, 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации признал, что департамент должен был и принял решение о предоставлении земельного участка в собственность обществу "Сипром". В связи с тем, что в нарушение названных норм и п. 1 ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации департамент не определил выкупную цену, которая является существенным условием договора купли-продажи, суд пришел к выводу, что выкупная цена земельного участка в данном случае должна быть определена на дату, когда орган местного самоуправления должен был издать постановление и направить заявителю проект договора. При таких обстоятельствах суд посчитал требования общества "Сипром" подлежащими удовлетворению.
Однако данный вывод суда сделан без учета следующего.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 названного Кодекса либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ (п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, обратившимся с заявлением, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка (п. 8 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суд, делая вывод о том, что департамент на момент издания приказа от 29.12.2007 N 2915-з о предоставлении земельных участков в собственность обществу "Сипром" обязан был определить выкупную цену данных земельных участков на дату подачи заявления о выкупе земельных участков и подготовить проект договора купли-продажи, не установил факты предоставления обществом "Сипром" совместно с заявлением о приобретении земельных участков кадастровых карт этих участков либо обращения общества "Сипром" к департаменту в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением об изготовлении кадастровых карт испрашиваемых земельных участков и не исследовал вопрос о моменте постановки спорных земельных участков на кадастровый учет.
Поскольку данные обстоятельства имеют существенное значение для рассмотрения вопроса о том, когда у департамента возникла обязанность по принятию решения о предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность обществу "Сипром" и произведению расчета их выкупной стоимости, а также для правильного разрешения спора, решение суда подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду надлежит установить указанные обстоятельства и разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 27.05.2008 по делу N А50-4538/2008 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, обратившимся с заявлением, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка (п. 8 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суд, делая вывод о том, что департамент на момент издания приказа от 29.12.2007 N 2915-з о предоставлении земельных участков в собственность обществу "Сипром" обязан был определить выкупную цену данных земельных участков на дату подачи заявления о выкупе земельных участков и подготовить проект договора купли-продажи, не установил факты предоставления обществом "Сипром" совместно с заявлением о приобретении земельных участков кадастровых карт этих участков либо обращения общества "Сипром" к департаменту в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением об изготовлении кадастровых карт испрашиваемых земельных участков и не исследовал вопрос о моменте постановки спорных земельных участков на кадастровый учет."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 октября 2008 г. N Ф09-7153/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника