Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 6 октября 2008 г. N Ф09-7100/08-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - комитет) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.04.2008 по делу N А76-26334/2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2008 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД") - Менделевич А.В. (доверенность от 29.11.2007).
Общество "РЖД" в лице Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги - филиала общества "РЖД" - обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Челябинск" (далее - муниципальное образование) об обязании ответчика принять в муниципальную собственность имущество: наружные сети водоснабжения и водоотведения, согласно приложению.
Определением суда от 17.04.2008 в качестве ответчиков привлечены комитет и администрация г. Челябинска.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.04.2008 исковые требования удовлетворены. Суд обязал комитет и администрацию г. Челябинска принять спорное имущество в муниципальную собственность.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, комитет просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судами положений ст. 148, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, разграничение собственности в Российской Федерации относится к административным правоотношениям и регулируется положениями гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель указывает на несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора, а также на то, что муниципалитет не оспаривает своей обязанности по принятию спорного имущества в муниципальную собственность, а лишь настаивает на соблюдении процедуры оформления документов, установленной законодательством. Заявитель полагает, что судами неправильно определен момент возникновения обязанности органов местного самоуправления принять в собственность спорные объекты. Комитет считает, что моментом возникновения обязанности является момент обращения истца, т.е. 03.10.2007. Заявитель указывает на то, что представленный истцом перечень объектов не позволяет определить их фактическое местоположение.
В отзыве на кассационную жалобу общество "РЖД" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Как следует из материалов дела, 03.10.2007 общество "РЖД" обратилось к главе г. Челябинска и комитету с просьбой подписать акты приема-передачи и принять объекты в муниципальную собственность.
Комитет 13.11.2007 возвратил в адрес истца неподписанные акты приема-передачи с указанием невозможности их подписания до предоставления технических документов на каждый объект недвижимости (л.д. 23, т. 1).
Истец, полагая, что данным отказом нарушаются его права, поскольку он несет расходы по содержанию имущества, обратился с соответствующим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суды правомерно исходили из следующего.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги", принятого в соответствии со ст. 3, 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения в его уставный капитал единого хозяйствующего субъекта было создано открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Во исполнение п. 7 вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации совместным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р утвержден перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта и подлежащих передаче в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность (Приложение N 1 к Распоряжению). В числе объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, указан жилой фонд и сети водопроводные протяженностью 11460 м, сети канализации 22408,5 м в г. Челябинске.
В соответствии с п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3 к указанному постановлению, в частности, объекты жилого и нежилого фонда, за исключением входящих в состав имущества приватизируемых предприятий, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", действовавшего в момент приватизации общества "РЖД", объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации, передаются в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности".
Пунктом 5 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235, установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в собственность которых передаются вышеуказанные объекты, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи по утверждаемой Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации форме.
Учитывая названные положения нормативных правовых актов, объекты жилищно-коммунального хозяйства, не включенные в состав приватизированного имущества общества "РЖД", подлежат передаче в муниципальную собственность, при этом на администрацию возложена обязанность по их принятию, которая не обусловлена какими-либо дополнительными обстоятельствами, в том числе фактической заинтересованностью в получении объектов коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность, а также возможностью решения вопросов местного значения за счет переданного имущества.
В силу подп. 3 п. 1 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления обеспечивают безвозмездную передачу в собственность субъектов Российской Федерации находящегося в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном данным Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в п. 1 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации..." решениями.
Суды, исследовав обстоятельства, связанные с возникновением обязательств сторон, обоснованно признали администрацию г. Челябинска и комитет обязанными к принятию от общества "РЖД" по акту приема-передачи объектов жилищного фонда и коммунально-бытового назначения, расположенных на подведомственной территории, с оформлением перехода прав, основанием возникновения которых являются распорядительные акты органов исполнительной власти, а основанием для фактического приема вещи - судебный акт по настоящему спору при недостижении сторонами согласия по исполнению ненормативных актов во внесудебном порядке.
Доводы заявителя о неправильном определении момента возникновения обязанности принять имущество в муниципальную собственность, а также о необходимости применения положений ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоблюдением истцом досудебного порядка урегулирования спора были предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.04.2008 по делу N А76-26334/2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 5 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235, установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в собственность которых передаются вышеуказанные объекты, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи по утверждаемой Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации форме.
...
В силу подп. 3 п. 1 ст. 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления обеспечивают безвозмездную передачу в собственность субъектов Российской Федерации находящегося в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном данным Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в п. 1 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации..." решениями."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 октября 2008 г. N Ф09-7100/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника