Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 8 октября 2008 г. N Ф09-7279/08-С4
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ФНС России в лице ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми (далее - ФНС России, уполномоченный орган) на определение Арбитражного суда Пермского края от 23.07.2008 по делу N А50-10048/2008-Б6 по заявлению ФНС России о признании общества с ограниченной ответственностью "Счастливый Джокер" (далее - общество "Счастливый Джокер") несостоятельным (банкротом).
В судебном заседании принял участие представитель ФНС России - Верхоланцев В.Р. (доверенность от 28.01.2008 57).
Представители иных лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
ФНС России обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании общества "Счастливый Джокер" несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 23.07.2008 заявление возвращено уполномоченному органу.
В порядке апелляционного производства определение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, ФНС России просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявленных требований о признании общества "Счастливый Джокер" банкротом по упрощенной процедуре отсутствующего должника ФНС России указывает на то, что общество имеет признаки недействующего юридического лица, более трех месяцев не исполняет обязанность по уплате налогов (сборов), иных обязательных платежей, штрафов и пеней, задолженность по уплате обязательных платежей составляет 673672 руб.
Возвращая ФНС России заявление о признании общества "Счастливый Джокер" банкротом по упрощенной форме, суд руководствовался положениями п. 1 ч. 1 ст. 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" (далее - постановление Пленума от 20.12.2006 N 67) и указал на непредставление уполномоченным органом доказательств невозможности исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в административном порядке.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследовав материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2005 N 85-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" исключение недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ возможно на основании решения регистрирующего органа без принятия судом решения о ликвидации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 2 июля 2005 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации"
В силу ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом). Такое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке на основании решения регистрирующего органа.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, общество "Счастливый Джокер" отвечает признакам недействующего юридического лица согласно п. 1 ст. 21.1 указанного Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в п. 2 постановления Пленума от 20.12.2006 N 67, суд рассматривает дело о несостоятельности (банкротстве) в том числе и отсутствующего должника по существу, только когда установит невозможность его исключения в административном порядке из ЕГРЮЛ. Соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке должны быть представлены налоговым органом.
При этом исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней (абз. 3 п. 1 постановления Пленума от 20.12.2006 N 67).
При поступлении заявления налогового органа о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку ФНС России не представила доказательства невозможности исключения общества "Счастливый Джокер" из ЕГРЮЛ в административном порядке, суд правомерно возвратил уполномоченному органу заявление о признании общества банкротом по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы уполномоченного органа, изложенные в кассационной жалобе, о том, что им представлены доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, а также о соблюдении ФНС России требований ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, регулирующей порядок признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), судом кассационной инстанции отклоняются как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и основанные на неверном толковании указанной нормы материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется, определение суда первой инстанции является законным, отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
определение Арбитражного суда Пермского края от 23.07.2008 по делу N А50-10048/2008-Б6 оставить без изменения, кассационную жалобу ФНС России в лице ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в п. 2 постановления Пленума от 20.12.2006 N 67, суд рассматривает дело о несостоятельности (банкротстве) в том числе и отсутствующего должника по существу, только когда установит невозможность его исключения в административном порядке из ЕГРЮЛ. Соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке должны быть представлены налоговым органом.
При этом исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней (абз. 3 п. 1 постановления Пленума от 20.12.2006 N 67).
...
Доводы уполномоченного органа, изложенные в кассационной жалобе, о том, что им представлены доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, а также о соблюдении ФНС России требований ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, регулирующей порядок признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), судом кассационной инстанции отклоняются как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и основанные на неверном толковании указанной нормы материального права."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 8 октября 2008 г. N Ф09-7279/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника