Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 октября 2008 г. N Ф09-7293/08-С3
Дело N А07-9129/08
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 декабря 2009 г. N ВАС-16639/09
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 сентября 2009 г. N Ф09-9946/06-С4
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 мая 2009 г. N 18АП-3427/2007
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 октября 2007 г. N Ф09-9946/06-С6
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 декабря 2006 г. N Ф09-9946/06-С6
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы Республики Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.07.2008 по делу N А07-9129/08.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Заместитель прокурора Республики Башкортостан (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконными действий инспекции по выставлению инкассовых поручений от 01.02.2008 N 170022, от 12.02.2008 N 171041 на сумму 46332 руб. на счет открытого акционерного общества Акционерная компания "Башстром" (далее - общество, налогоплательщик) в банке - филиале открытого акционерного общества "Уралсиб" в г. Уфа.
Решением суда от 22.07.2008 требования прокурора удовлетворены. Признаны незаконными действия инспекции по выставлению инкассовых поручений от 01.02.2008 N 170022, от 12.02.2008 N 171041 на сумму 46332 руб. на счет общества в банке - филиале открытого акционерного общества "Уралсиб" в г. Уфа.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ), так как положения данной статьи не содержат ограничений по предъявлению к взысканию текущих обязательств, а устанавливают особый порядок их взыскания. Кроме того, инспекция указала, что обществом не обжалованы решения от 01.02.2008 N 86951, от 12.02.2008 N 87849 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика в банках (далее - решения от 01.02.2008 N 86951, от 12.02.2008 N 87849), на основании которых направлены в банк оспоренные инкассовые поручения.
В отзыве, поступившем в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, прокурор просит оставить решение суда без изменения, поскольку инспекция не вправе в соответствии с п. 4 ст. 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ осуществлять меры по принудительному взысканию задолженности по уплате обязательных платежей, возникшей после открытия конкурсного производства.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.08.2006 по делу N А07-53651/05-Г-АДМ общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Определением суда от 16.04.2008 срок конкурсного производства в отношении должника продлен.
В связи с неисполнением обществом в установленный срок требований об уплате налога от 13.12.2007 N 4181, от 18.01.2008 N 47071 инспекцией вынесены решения от 01.02.2008 N 86951, от 12.02.2008 N 87849 и направлены инкассовые поручения от 01.02.2008 N 170022, от 12.02.2008 N 171041 на общую сумму 46332 руб.
Прокурор, считая, что выставление инкассовых поручений незаконно, в соответствии с ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с заявлением о признании действий инспекции незаконными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из неправомерности направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика инкассовых поручений на списание и перечисление денежных средств должника, признанного несостоятельным (банкротом) и находящегося в стадии конкурсного производства.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязанность по уплате налога налогоплательщик должен исполнить самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом.
Мерами принудительного характера, предусмотренными Кодексом и направленными на исполнение налогоплательщиком обязанностей, установленных налоговым законодательством, являются направление ему требования об уплате налогов, принятие налоговым органом решений о взыскании неуплаченных сумм за счет денежных средств на счетах в банках, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном ст. 46, 47 Кодекса.
В соответствии со ст. 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
В силу п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в п. 1 ст. 134 данного Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства, снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правоотношения в деле о банкротстве" требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с п. 4 ст. 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Судом установлено, что задолженность в сумме 46332 руб., взыскиваемая инспекцией, возникла после открытия в отношении общества конкурсного производства, в связи с чем, налоговый орган не вправе производить бесспорное взыскание задолженности по налогам, возникшей в период конкурсного производства, поскольку данный вопрос должен решаться конкурсным управляющим в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования о признании действий инспекции по выставлению инкассовых поручений незаконными.
Нормы материального права применены судом правильно, выводы суда соответствуют установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебного акта, не выявлено.
Доводы инспекции основаны на неправильном применении положений установленных ст. 134, п. 4 ст. 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, в связи с чем подлежат отклонению.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.07.2008 по делу N А07-9129/08 оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Уфы Республики Башкортостан в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правоотношения в деле о банкротстве" требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с п. 4 ст. 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Судом установлено, что задолженность в сумме 46332 руб., взыскиваемая инспекцией, возникла после открытия в отношении общества конкурсного производства, в связи с чем, налоговый орган не вправе производить бесспорное взыскание задолженности по налогам, возникшей в период конкурсного производства, поскольку данный вопрос должен решаться конкурсным управляющим в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
...
Доводы инспекции основаны на неправильном применении положений установленных ст. 134, п. 4 ст. 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ, в связи с чем подлежат отклонению."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 октября 2008 г. N Ф09-7293/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника