Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 15 октября 2008 г. N Ф09-7490/08-С3
Дело N А76-26814/07
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Челябинской области (далее - инспекция) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2008 по делу N А76-26814/07 Арбитражного суда Челябинской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Дорожно-строительная фирма "Авгит" (далее - общество) - Скрипник Л.Ф. (доверенность от 02.05.2007 N 85);
инспекции - Седин А.Г. (доверенность от 28.01.2008 N 8).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий инспекции по взысканию пеней в бесспорном порядке по инкассовым поручениям от 26.09.2007 N 10572-10574, 10577-10579, 10582-10584, 10587-10389, 10591.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.02.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2008 (резолютивная часть от 08.05.2008) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на соблюдение 60-дневного срока, установленного п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации, а также необоснованность выводов суда о повторности выставления инспекцией инкассовых поручений.
В силу ч. 1 ч. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, инспекцией вынесены решения от 24.04.2006 N 181, от 26.07.2006 N 768 о взыскании налога (сбора), пеней за счет денежных средств налогоплательщика в банках на общую сумму 1560231 руб. 09 коп.
На основании указанных решений инспекцией в банк направлены инкассовые поручения от 26.09.2007 N 10572-10574, 10577-10579, 10582-10584, 10587-10389, 10591.
Полагая, что действия инспекции по направлению инкассовых поручений нарушают его права и законные интересы, предприятие обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что инкассовые поручения находятся на исполнении в банке по причине закрытия счета налогоплательщика, повторное направление в банк инкассовых поручений было инициировано действиями налогоплательщика, направленными на избежание надлежащего исполнения установленной законом обязанности по уплате налога и пеней.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда и удовлетворил заявленные требования, придя к выводу о пропуске инспекцией срока для направления в банк оспариваемых инкассовых поручений.
В силу ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о принудительном взыскании сумм налога и пеней принимается налоговым органом после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, пеней, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя - причитающихся к уплате сумм налога, пеней.
По смыслу п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае пропуска налоговым органом срока вынесения решения о взыскании налога, пеней налоговый орган при отсутствии судебного решения о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) сумм налога, пеней не вправе принудительно взыскивать задолженность.
Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.01.2008 N 8922/07, следует, что указанный в п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации 60-дневный срок для взыскания налоговых платежей во внесудебном порядке включает и срок направления инкассовых поручений в банк. Поэтому инспекция не вправе направлять инкассовые поручения в банк после истечения названного срока.
Судом апелляционной инстанции установлено, что инспекцией нарушен срок направления в банк инкассовых поручений от 26.09.2007 N 10572-10574, 10577-10579, 10582-10584, 10587-10389, 10591, вынесенных во исполнение решений от 24.04.2006 N 181, от 26.07.2006 N 768 о взыскании налога (сбора), пеней за счет денежных средств налогоплательщика.
Доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка, оснований для переоценки которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Ссылка инспекции на необоснованность вывода суда первой инстанции о повторности выставления ею инкассовых поручений не рассматривается, поскольку судом апелляционной инстанции установлено, что указанный факт не подтвержден материалами дела.
С учетом изложенного заявленные обществом требования удовлетворены обоснованно, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2008 по делу N А76-26814/07 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о принудительном взыскании сумм налога и пеней принимается налоговым органом после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, пеней, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя - причитающихся к уплате сумм налога, пеней.
По смыслу п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае пропуска налоговым органом срока вынесения решения о взыскании налога, пеней налоговый орган при отсутствии судебного решения о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) сумм налога, пеней не вправе принудительно взыскивать задолженность.
Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.01.2008 N 8922/07, следует, что указанный в п. 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации 60-дневный срок для взыскания налоговых платежей во внесудебном порядке включает и срок направления инкассовых поручений в банк. Поэтому инспекция не вправе направлять инкассовые поручения в банк после истечения названного срока."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 октября 2008 г. N Ф09-7490/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника