Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 16 октября 2008 г. N Ф09-8265/07-С1
Дело N А47-5387/07
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области (далее - управление) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.05.2008 по делу N А47-5387/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2008 по указанному делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Савола Агро Трейд" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 13.06.2007 по делу N 2/68 о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 06.07.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10.10.2007 решение суда оставлено без изменения.
Общество обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.04.2008 отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с тем, что общество по данному делу имеет возможность пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.
В соответствии с данным определением общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Арбитражного суда Оренбургской области от 06.07.2007.
Решением суда от 14.05.2008 заявленное требование удовлетворено. Постановление управления от 13.06.2007 по делу N 2/68 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, признано незаконным и отменено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2008 решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судом положений Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон), Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И), Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций" (далее - Положение), ч. 6 ст. 15.25 Кодекса.
Как следует из материалов дела, в период с 05.03.2007 по 07.05.2007 Оренбургской таможней (далее - таможня) проведена проверка общества по вопросу соблюдения требований, установленных Федеральным законом.
В ходе проверки таможней установлено, что между обществом и ТОО "Туркуаз Эдибл Ойл Индастриес" (Казахстан) заключен контракт от 27.10.2005 N SAVAT-05-R на поставку товара на общую сумму 250000000 руб. (далее - контракт).
В силу п. 3 данного контракта оплата за поставленный товар производится на условиях предоплаты или в течение 150 дней с момента оформления транспортных накладных, согласно инвойсу, либо в виде аккредитива.
Общество 23.07.2006 по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) N 10409050/200706/0000204, 10409050/210706/0000207 вывезло товар на общую сумму 3480990 руб.
Паспорт сделки открыт в Оренбургском филиале Акционерного банка газовой промышленности "Газпромбанк" (ЗАО) N 05110001/0354/0022/1/0, лист 2 к паспорту сделки оформлен 03.11.2006.
Документы, подтверждающие факт вывоза товара по указанным ГТД с таможенной территории Российской Федерации (копии ГТД и справка о подтверждающих документах), были представлены обществом в уполномоченный банк 13.10.2006 при сроке представления - 15.08.2006.
По результатам проверки таможней составлены акт от 07.05.2007 N 10409000/070507/0000033, протокол об административном правонарушении от 29.05.2007 N 10409000-504/2007 и вынесено постановление от 13.06.2007 N 2/68 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что в спорный период справка о подтверждающих документах не была отнесена Банком России к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям.
Данные выводы судов являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Часть 6 ст. 15.25 Кодекса предусматривает административную ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Согласно ч. 2 ст. 24 Федерального закона резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям и представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 Федерального закона.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 23 Федерального закона порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Пунктами 2.1, 2.2 Положения установлено, что в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк, в котором им оформлен или переоформлен паспорт сделки по контракту, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы). Подтверждающие документы представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах.
При этом согласно п. 2.4 Положения резидент представляет в уполномоченный банк документы, указанные в п. 2.2 Положения, в установленном уполномоченным банком порядке и в согласованный с уполномоченным банком срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Вместе с тем к документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в ч. 4 ст. 23 Федерального закона, отнесена справка о валютной операции, которая абз. 2 п. 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.
К документам и информации данного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.
Однако на момент проведения обществом валютных операций с нерезидентом по контракту от 27.10.2005 N SAVAT-05-R справка о подтверждающих документах не была отнесена Центральным банком Российской Федерации в каком-либо нормативном правовом акте к формам учета или отчетности по валютным операциям.
Указание об отнесении справки о подтверждающих документах к формам учета по валютным операциям принято Центральным банком Российской Федерации 10.12.2007 (N 1950-У) и вступило в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России", то есть 27.01.2008.
Таким образом, применительно к спорным правоотношениям справка о подтверждающих документах не может рассматриваться как форма учета и отчетности по валютным операциям.
Следовательно, несвоевременное представление обществом в уполномоченный банк указанного документа не образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса.
При таких обстоятельствах у управления не имелось правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, и вывод судов о признании постановления управления от 13.06.2007 по делу N 2/68 незаконным и его отмене является правильным.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неправильном толковании закона.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.05.2008 по делу N А47-5387/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2008 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указание об отнесении справки о подтверждающих документах к формам учета по валютным операциям принято Центральным банком Российской Федерации 10.12.2007 (N 1950-У) и вступило в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России", то есть 27.01.2008.
Таким образом, применительно к спорным правоотношениям справка о подтверждающих документах не может рассматриваться как форма учета и отчетности по валютным операциям.
Следовательно, несвоевременное представление обществом в уполномоченный банк указанного документа не образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 Кодекса.
При таких обстоятельствах у управления не имелось правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 Кодекса, и вывод судов о признании постановления управления от 13.06.2007 по делу N 2/68 незаконным и его отмене является правильным."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 октября 2008 г. N Ф09-8265/07-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника