Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 23 октября 2008 г. N Ф09-7820/08-С4
Дело N А47-981/2008АК-23
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 февраля 2009 г. N 1603/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 февраля 2009 г. N 1603/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области (далее -налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.06.2008 по делу N А47-981/2008АК-23 по заявлению налогового органа к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга (далее - регистрирующий орган), третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Межотраслевое научно-техническое предприятие газогидродинамических исследований пластов и скважин" (далее -общество), о признании недействительной государственной регистрации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
Налоговый орган обратился в Арбитражный суд Оренбургской области к регистрирующему органу с заявлением о признании недействительной государственной регистрации создания общества путем реорганизации в форме преобразования. Общество привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда от 17.06.2008 в удовлетворении заявления отказано.
В порядке апелляционного производства решение не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, налоговый орган просит указанное постановление отменить, ссылаясь на неправильное применение судом п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", поскольку в представленных на государственную регистрацию документах юридическим лицом должен быть указан достоверный адрес. Заявитель жалобы также полагает, что судом неправильно применена ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, срок подачи в суд заявления об оспаривании государственной регистрации следует определять с момента, когда налоговый орган узнал о нарушении его прав и законных интересов, то есть с момента получения протокола осмотра местонахождения общества - 26.11.2007. С учетом того, что заявление поступило в суд 19.02.2008, трехмесячный срок заявителем не пропущен.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, регистрирующим органом на основании решения от 02.07.2004 N 2557 произведена государственная регистрация создания общества путем реорганизации в форме преобразования. В заявлении о государственной регистрации, подписанном директором общества, указано место нахождения юридического лица: г. Оренбург, ул. Победы, 13.
Регистрирующим органом произведен осмотр помещений, расположенных по адресу: г. Оренбург, ул. Победы, 13, и установлено, что общество по данному адресу не находится (протокол осмотра от 19.11.2007).
Полагая, что государственная регистрация произведена регистрирующим органом с нарушением закона, налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из отсутствия у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации, отсутствия доказательств нарушения требований закона при осуществлении государственной регистрации создания общества, а также пропуска налоговым органом трехмесячного срока подачи заявления в суд, о восстановлении которого заявитель не ходатайствовал.
Выводы суда являются правильными и соответствуют материалам дела.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Государственные органы (налоговые органы) вправе обратиться в арбитражный суд с таким же заявлением в защиту публичных интересов (ст. 53, ч. 2 ст. 198 названного Кодекса, п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 932-1 "О налоговых органах Российской Федерации").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона следует читать как "N 943-I"
Таким образом, в предмет доказывания по делу о признании недействительной государственной регистрации юридического лица входит нарушение регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение прав и законных интересов заявителя либо нарушение публичных интересов.
Поскольку доказательства и того и другого в материалах дела отсутствуют, суд правомерно отказал в удовлетворении заявления.
Согласно п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 4 и п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах.
При регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, вместе с иными документами, определенными Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в регистрирующий орган подается заявление, в котором подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления (ст. 14 названного Федерального закона).
Таким образом, на заявителя законодателем возложена обязанность по предоставлению достоверной информации.
Регистрирующим органом в 2004 г. произведена государственная регистрация создания общества по адресу: г. Оренбург, ул. Победы, 13. При осмотре здания в 2007 г. установлено, что общество там не располагается.
Однако сведений о том, что на момент государственной регистрации общество по данному адресу не находилось, следовательно, им представлены в регистрирующий орган недостоверные сведения о месте нахождения, в материалах дела не имеется.
Таким образом, судом сделан правомерный вывод об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации создания общества. Кроме того, судом установлено, что 12.03.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись об изменении обществом места нахождения, новым адресом общества является: Оренбургская область, пос. Ростоши, пер. Надежды, 6.
Все обстоятельства дела судами исследованы и им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено. С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.06.2008 по делу N А47-981/2008АК-23 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, вместе с иными документами, определенными Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в регистрирующий орган подается заявление, в котором подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления (ст. 14 названного Федерального закона)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 октября 2008 г. N Ф09-7820/08-С4
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника