Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 21 октября 2008 г. N Ф09-7645/08-С6
Дело N А34-7253/2007
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 января 2009 г. N 249/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 января 2009 г. N 249/09
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы администрации г. Кургана и муниципального унитарного предприятия "Зауралснаб" (далее - предприятие "Зауралснаб") на решение Арбитражного суда Курганской области от 31.03.2008 по делу N А34-7253/2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации г. Кургана - Резепина Е.С. (доверенность от 21.05.2007 N 1490);
предприятия "Зауралснаб" - Щекина И.Б. (доверенность от 25.07.2008 N 7);
федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Курганский государственный университет" - Лысенко А.В. (доверенность от 12.03.2008 N 73-01-182).
Представители иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Курганской области (далее - территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с иском к администрации г. Кургана и предприятию "Зауралснаб" о признании права собственности Российской Федерации на помещения в нежилом здании Дома политпросвещения: на 1 этаже N 1-11, 3а, 13-28, 136, 13в, 14а; в подвале N 1-9, 13-17, площадью 687,3 кв.м, находящиеся по адресу: г. Курган, ул. Пушкина, 137, а также о признании недействительным зарегистрированного права муниципальной собственности на указанные помещения и признании недействительным зарегистрированного права хозяйственного ведения предприятия "Зауралснаб" на них.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Курганская городская дума, Департамент экономического развития и управления муниципальным имуществом, федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования "Курганский государственный университет", Управление Федеральной регистрационной службы по Курганской области.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 31.03.2008 (резолютивная часть от 27.03.2008) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2008 (резолютивная часть от 09.07.2008) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, администрация г. Кургана просит решение и постановление отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя, судами неправильно применены положения приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на муниципальную собственность" (далее - постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1), неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Предприятие "Зауралснаб" в кассационной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильную оценку судами доказательств по делу, неприменение нормативных актов, подтверждающих возникновение права муниципальной собственности; необоснованное отклонение ходатайства о применении срока исковой давности.
Как установлено судами, в соответствии с протоколом от 25.03.1952 N 10 исполнительного комитета Курганского городского Совета депутатов трудящихся под строительство многоэтажного здания партийной школы отведен земельный участок на Северо-Восточном углу общегородской площади и ул. Пушкинской в квартале N 88.
Решением исполнительного комитета Курганского городского Совета депутатов трудящихся от 30.12.1963 N 908 утвержден акт государственной комиссии от 29.12.1963 N 66 о приемке в эксплуатацию Дома политпросвещения по улице Володарского обкома Коммунистической партии Советского союза.
Решением исполнительного комитета Курганского городского Совета депутатов трудящихся от 03.11.1976 N 348 утвержден акт государственной комиссии от 29.10.1976 N 40 о приемке в эксплуатацию пристроя к Дому политпросвещения (ул. Пушкина, д. 137).
Согласно государственному акту на право пользования землей N 90, выданному областному комитету КПСС, земельный участок предоставлен для эксплуатации здания Дома политпросвещения и пристроя к нему.
Из ведомости расходов на строительство жилых домов и административных зданий парторганов за 1963 г. по Курганской промышленной областной парторганизации следует, что строительство областного Дома политпросвещения осуществлялось за счет средств парторганизации.
Указом Президента Российской Федерации от 25.08.1991 N 90 "Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР" имущество, принадлежащее Коммунистической партии РСФСР и ЦК КПСС, объявлено государственной собственностью РСФСР. Пользователями партийной собственности являлись соответствующие органы исполнительной власти, на территории которых находились организации КПСС и КП РСФСР.
Решением исполнительного комитета Курганского областного Совета народных депутатов от 01.10.1991 N 234 "Об имуществе областной организации КПСС" Курганскому горисполкому поручено передать новое задание Центра общественной политической работы - государственному педагогическому институту, старое здание с библиотекой - областному музею.
Решением малого совета исполнительного комитета Курганского городского Совета народных депутатов от 21.10.1991 N 430 "О выделении помещений" право пользования новым заданием центра общественно-политической работы по улице Пушкина, 137 со всем имуществом передано государственному педагогическом институту, старое здание с библиотекой и остальным имуществом - краеведческому музею.
Решением малого совета исполнительного комитета Курганского городского Совета народных депутатов от 19.11.1991 N 462 "Об изменении решения малого Совета и горисполкома от 21.10.1991 N 430" право пользования площадями, занимаемыми столовой, буфетом, подсобными цехами, складами, камерами, обеденным залом в новом здании центра общественной политической работы по ул. Пушкина, 137 передано столовой N 3 для использования по назначению (без определения площади передаваемых помещений и их индивидуальных характеристик).
Решением Курганской городской Думы от 15.11.2006 N 335 "О включении объектов недвижимости в реестр объектов муниципальной собственности" спорные объекты недвижимости, находящиеся в новом здании по ул. Пушкина, 137, включены в реестр объектов муниципальной собственности на основании приложения 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 как предприятия общественного питания.
Управлением Федеральной регистрационной службы по Курганской области 23.08.2007 произведена государственная регистрация права собственности муниципального образования "Город Курган" на помещения в нежилом здании Дома политпросвещения на 1 этаже N 1-11, 3а, 13-28, 13б, 13в, 14а; в подвале N 1-9, 13-17, площадью 687,3 кв.м, расположенном по адресу: г. Курган, ул. Пушкина, 137, а 23.08.2007 зарегистрировано право хозяйственного ведения предприятия "Заураснаб" на данные объекты недвижимости.
Полагая, что спорные объекты относятся к федеральной собственности в силу прямого указания закона, орган местного самоуправления не вправе распоряжаться ими, в связи с чем государственная регистрация права муниципальной собственности на спорные нежилые помещения и права хозяйственного ведения являются незаконными, Территориальное управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
До принятия указанного закона действует порядок, установленный постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в соответствующий реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N 1, 2, 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Удовлетворяя исковые требования и признавая право собственности Российской Федерации на спорные нежилые помещения площадью 687,3 кв.м, расположенные по адресу: г. Курган, ул. Пушкина, 137, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что новое задание центра общественно-политической работы по улице Пушкина, 137, в том числе спорные помещения, находившееся в пользовании Курганского городского педагогического института, в силу прямого указания закона (п. 3 приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1) относится к объектам федеральной собственности.
Также факт отнесения спорного объекта недвижимости к федеральной собственности подтверждается Указом Президента Российской Федерации от 25.08.1991 N 90 "Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР", решением исполнительного комитета Курганского областного Совета народных депутатов от 01.10.1991 N 234 "Об имуществе областной организации КПСС", решением малого совета исполнительного комитета Курганского городского Совета народных депутатов от 21.10.1991 N 430 "О выделении помещений" и свидетельством о внесении в реестр федерального имущества от 10.05.2000 реестровый номер 04500225.
Передачу спорных помещений из федеральной собственности в муниципальную собственность суды обоснованно признали произведенной без волеизъявления уполномоченного собственника, в нарушение установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" порядка передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную.
При этом суды верно отметили, что нахождение и пользование объектом федеральной собственности предприятием общественного питания на момент разграничения имущества между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями основанием для прекращения права федеральной собственности и возникновения права собственности муниципального образования не является.
Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу о том, что спорный объект недвижимости из состава федеральной собственности не выбывал и право федеральной собственности на него, возникшее в силу закона, прекращено не было.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Оспаривание зарегистрированного права предполагает оспаривание оснований, по которым оно возникло.
Установив, что решение малого совета исполнительного комитета Курганского городского Совета народных депутатов от 19.11.1991 N 462 "Об изменении решения малого Совета и горисполкома от 21.10.1991 N 430 "О выделении помещений", послужившее основанием для государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные помещения, вынесено с нарушением положений действующего законодательства в части порядка передачи федерального имущества в собственность муниципального образования, в связи с чем применению не подлежит (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации), суды обоснованно признали недействительным зарегистрированное право муниципальной собственности на спорный объект. Также суды верно признали решение Курганской городской Думы от 15.11.2006 N 335 "О включении объектов недвижимости в реестр объектов муниципальной собственности" принятым с нарушением порядка передачи имущества, установленного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, положений Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004.
Требования истца о признании недействительным зарегистрированного права хозяйственного ведения предприятия "Зауралснаб" в отношении спорного имущества также правомерно удовлетворены судами, поскольку решение о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения было принято ненадлежащим собственником, а значит в силу п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации данное право не возникло.
Доводы администрации г. Кургана о применении срока исковой давности судами обоснованно отклонены. Суды верно указали, что данный срок подлежит исчислению с даты принятия Курганской городской Думой решения от 15.11.2006 N 335 "О включении объектов недвижимости в реестр объектов муниципальной собственности". Соответственно, на момент подачи искового заявления в суд (13.11.2007) срок пропущен не был.
Выводы судов основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями к отмене или изменению судебных актов в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы заявителей кассационных жалоб отклоняются, поскольку направлены на переоценку доказательств, исследованных судами первой и апелляционной инстанций.
С учетом изложенного выше основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 31.03.2008 по делу N А34-7253/2007 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы администрации г. Кургана и муниципального унитарного предприятия "Зауралснаб" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что решение малого совета исполнительного комитета Курганского городского Совета народных депутатов от 19.11.1991 N 462 "Об изменении решения малого Совета и горисполкома от 21.10.1991 N 430 "О выделении помещений", послужившее основанием для государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные помещения, вынесено с нарушением положений действующего законодательства в части порядка передачи федерального имущества в собственность муниципального образования, в связи с чем применению не подлежит (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации), суды обоснованно признали недействительным зарегистрированное право муниципальной собственности на спорный объект. Также суды верно признали решение Курганской городской Думы от 15.11.2006 N 335 "О включении объектов недвижимости в реестр объектов муниципальной собственности" принятым с нарушением порядка передачи имущества, установленного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, положений Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004.
Требования истца о признании недействительным зарегистрированного права хозяйственного ведения предприятия "Зауралснаб" в отношении спорного имущества также правомерно удовлетворены судами, поскольку решение о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения было принято ненадлежащим собственником, а значит в силу п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации данное право не возникло."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 октября 2008 г. N Ф09-7645/08-С6
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника