Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 20 октября 2008 г. N Ф09-7752/08-С2
Дело N А47-9700/07
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.04.2008 по делу N А47-9700/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители Федерального казенного предприятия "Управление торговли Приволжского военного округа" в лице обособленного структурного подразделения N 12 Федерального казенного предприятия "Управление торговли Приволжского военного округа" (далее - предприятие, заявитель) - Ячевская О.А. (доверенность от 10.10.2008 N 170/10-264) и Иванникова В.В. (доверенность от 10.10.2008 N 170/10-263).
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 04.10.2007 N 20-20/60038 в части начисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 3831071 руб.
Оспариваемое решение принято по результатам выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, в том числе НДС за период с 01.01.2004 по 31.12.2006, на основании выводов налогового органа о том, что налогоплательщиком необоснованно не включена в налоговую базу и не отражена в налоговой декларации по НДС сумма выручки в размере 21283729 руб. от реализации арестованного имущества - здания кафе "Победа", расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Б.Хмельницкого, д. 6. Решением суда от 23.04.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 решение суда оставлено без изменения.
Суды обеих инстанции пришли к выводу о том, что у налогоплательщика отсутствует обязанность по уплате НДС с операций по реализации недвижимого имущества, арестованного и проданного на торгах в ходе исполнительного производства.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Налоговый орган считает, что при реализации арестованного имущества, владельцем которого являлось предприятие, применяется общий порядок исчисления и уплаты НДС, в связи с чем заявителем необоснованно не включена в налоговую базу по НДС стоимость реализованного на торгах арестованного имущества и не исчислена к уплате в бюджет спорная сумма налога.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, отзыве на нее, выслушав присутствующих в заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и действующему законодательству.
В силу п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс) объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров на территории Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 153 Кодекса при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной или натуральной формах.
Пункт 4 ст. 161 Кодекса предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами за счет средств, полученных от продажи имущества, и налоговым агентом в таком случае являются организации, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2002 N 260 "О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства" Российский фонд федерального имущества наделен функциями специализированной организации по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право обращения взыскания на имущество.
Из материалов дела следует, что торги по реализации спорного имущества проводило Оренбургское региональное отделение специализированного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества", победителем торгов признано общество с ограниченной ответственностью "Фининвест Сервис", которое оплатило стоимость имущества в сумме 25114800 руб. в полном объеме, в том числе НДС в сумме 3831071 руб. 19 коп. по платежным поручениям от 03.08.2006 N 659 и от 04.08.2006 N 661 (в соответствии с выставленным счетом-фактурой от 24.07.2006 N557).
Оренбургское региональное отделение специализированного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" перечислило поступившие от реализации арестованного имущества средства в сумме 25114800 руб. в адрес Специализированного отдела по исполнению особо сложных исполнительных производств службы судебных приставов (далее - служба судебных приставов) платежным поручением от 11.08.2006 N1680.
Поступившие от реализации арестованного имущества средства были направлены службой судебных приставов на погашение числящейся за предприятием задолженности в рамках исполнительного производства N 02-20-06, оставшаяся после погашения долгов сумма 17114700 руб. перечислена предприятию, без указания сумм НДС.
Поскольку, на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами установлено, что имущество предприятия реализовалось специализированной организацией с торгов в порядке исполнительного производства и налоговым органом не представлено доказательств получения заявителем стоимости от реализации имущества с учетом НДС, то при таких обстоятельствах суды обоснованно указали на отсутствие у предприятия обязанности по уплате в бюджет спорной суммы налога, в связи с чем признали решение инспекции в данной части недействительным.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, судами установлены правильно, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которым судами дана надлежащая правовая оценка, и оснований для переоценки обстоятельств дела у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется, то с учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.04.2008 по делу N А47-9700/07 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга - без удовлетворения. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пункт 4 ст. 161 НК РФ предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами за счет средств, полученных от продажи имущества, и налоговым агентом в таком случае являются организации, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.
В рамках исполнительного производства имущество налогоплательщика было арестовано и реализовано с торгов. Поступившие от реализации арестованного имущества средства были направлены службой судебных приставов на погашение числящейся за предприятием задолженности, а оставшаяся после погашения долгов перечислена предприятию, без указания сумм НДС. Полученный остаток не включен налогоплательщиком в налоговую базу по НДС.
По мнению налогового органа, при реализации арестованного имущества, владельцем которого являлось предприятие, применяется общий порядок исчисления и уплаты НДС, в связи с чем налогоплательщиком необоснованно не включена в налоговую базу по НДС стоимость реализованного на торгах арестованного имущества и не исчислена к уплате в бюджет сумма налога.
Как указал суд, имущество предприятия реализовалось специализированной организацией с торгов в порядке исполнительного производства, и налоговым органом не представлено доказательств получения налогоплательщиком стоимости от реализации имущества с учетом НДС.
Таким образом, у предприятия отсутствовала обязанность по уплате в бюджет суммы НДС, и доначисление налога является неправомерным.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 октября 2008 г. N Ф09-7752/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника