Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 22 октября 2008 г. N Ф09-7744/08-С2
Дело N А60-8250/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (в лице филиала N 10, далее - учреждение, страховщик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.06.2008 по делу N А60-8250/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2008 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (в лице филиала "Свердловская железная дорога", далее - общество, страхователь) - Ахметшин П.Р (доверенность от 13.02.2008).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения учреждения от 24.01.2008 N71165 о применении ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ), за непредставление расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за III квартал 2007 г.
Решением суда первой инстанции от 07.06.2008 заявленные требования общества удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемое решение вынесено учреждением в отношении филиала общества, в то время как филиал юридического лица не может являться субъектом ответственности за неисполнение обязанности, принадлежащей самому юридическому лицу. Кроме того, суд установил факт допущенного учреждением нарушения требований, предъявляемых Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) к производству по делу о налоговом правонарушении, повлекшего за собой существенные нарушения прав страхователя на свою защиту.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2008 решение суда оставлено без изменения. В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, учреждение просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с положениями подп. 17 п. 2 ст. 17 и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме, установленной страховщиком.
Непредставление страхователем отмеченной выше отчетности в установленный срок влечет за собой применение ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, при этом в силу указанной нормы привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Кодексом для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Согласно ст. 101 Кодекса лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, имеет право представить в налоговый орган возражения по существу выявленного правонарушения и участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя, в связи с чем должно быть уведомлено налоговым органом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, по результатам которого руководитель налогового органа принимает решение о привлечении к налоговой ответственности.
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым Органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
При оценке доказательств, имеющихся в материалах дела, судом первой инстанции установлен факт рассмотрения учреждением материалов рассматриваемой камеральной проверки и вынесения оспариваемого решения в отсутствие страхователя, не извещенного о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Указанное обстоятельство свидетельствует о несоблюдении учреждением процессуальных требований к производству по делу о налоговом правонарушении, повлекшем за собой существенные нарушения прав страхователя на свою защиту. При таких обстоятельствах суд обоснованно признал недействительным оспариваемое решение учреждения.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.06.2008 по делу N А60-8250/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Непредставление страхователем отмеченной выше отчетности в установленный срок влечет за собой применение ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, при этом в силу указанной нормы привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Кодексом для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Согласно ст. 101 Кодекса лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, имеет право представить в налоговый орган возражения по существу выявленного правонарушения и участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя, в связи с чем должно быть уведомлено налоговым органом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, по результатам которого руководитель налогового органа принимает решение о привлечении к налоговой ответственности."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 октября 2008 г. N Ф09-7744/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника