Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 17 октября 2008 г. N Ф09-7525/08-С2
Дело N А76-3770/08
17 октября 2008 г. (изготовлено в полном объеме)
16 октября 2008 г. (объявлена резолютивная часть)
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Озерску Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.05.2008 по делу N А76-3770/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Лесное" (далее - товарищество, плательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением об обязании налогового органа произвести возврат излишне уплаченных в Пенсионный фонд страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы).
Поводом для обращения с настоящим заявлением послужил отказ налогового органа от 01.11.2007 произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов по заявлению плательщика.
Решением суда первой инстанции от 19.05.2008 заявление удовлетворено полностью.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 решение суда оставлено без изменения.
Суды удовлетворили заявление, придя к выводу о наличии у налогового органа, как распорядителя бюджетных средств, поступающих в Пенсионный фонд, обязанности по возврату излишне уплаченных страховых взносов.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, у него отсутствуют основания для проведения возврата страховых взносов, поскольку страховые взносы не отвечают понятию налога, а полномочия администратора поступлений в бюджет в части принятия решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов не подтверждается нормативно правовыми актами.
Проверив обоснованность доводов жалобы, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не находит.
Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) предусмотрено, что администраторами поступлений в бюджет Пенсионного фонда являются налоговые органы. Статьей 2 указанного Федерального закона установлено, что закрепление основных источников доходов бюджетов Российской Федерации происходит за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации (федеральными органами государственной власти, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней, штрафов по ним).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок), п. 18 которого предусмотрено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с п. 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону N 115-ФЗ (в редакции действовавшей в 2007 г.) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Аналогичными правомочиями налоговые органы обладают в силу п. 2 ст. 20, ст. 160.1 Бюджетного кодекса и приложения N 1 к Федеральному закону от 21.07.2007 N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг." и после 01.01.2008.
Таким образом, следует признать, что судами сделан правильный вывод о том, что полномочия на проведение зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложены на налоговые органы, а доводы инспекции отклонить.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.05.2008 по делу N А76-3770/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Озерску Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону N 115-ФЗ (в редакции действовавшей в 2007 г.) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Аналогичными правомочиями налоговые органы обладают в силу п. 2 ст. 20, ст. 160.1 Бюджетного кодекса и приложения N 1 к Федеральному закону от 21.07.2007 N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг." и после 01.01.2008."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 октября 2008 г. N Ф09-7525/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника