Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 21 октября 2008 г. N Ф09-7589/08-С3
Дело N А76-6980/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.07.2008 по делу N А76-6980/08.
Представители инспекции, закрытого акционерного общества "Памир" (далее - общество, налогоплательщик), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 24.04.2008 N 1982 в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодексов виде взыскания штрафа в сумме 69240 руб. 40 коп.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 07.07.2008 заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на нарушение судом положений ст. 16 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю), п. 3 ст. 398 Кодекса.
В представленном отзыве общество возражает против доводов инспекции, считает выводы суда законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки уточненных деклараций по земельному налогу за 2005 и 2006 гг. инспекцией составлен акт от 13.03.2008 N 1231 и принято решение от 24.04.2008 N 1982 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Названным решением общество, в частности, привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 Кодекса, за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок в виде взыскания штрафа в общей сумме 69240 руб. 40 коп., в том числе за 2005 г. - в сумме 56250 руб. и за 2006 г. - в сумме 12990 руб. 40 коп.
Полагая, что решение инспекции в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 Кодекса, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного решения налогового органа недействительным в части.
Суд удовлетворил заявленные требования, исходя из того, что сроки представления уточненных налоговых деклараций налоговым законодательством не установлены.
Выводы суда основаны на материалах дела, исследованных с соблюдением требований, установленных ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует законодательству о налогах и сборах.
Статьей 119 Кодекса предусмотрена ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган по месту учета.
Согласно п. 1 ст. 119 Кодекса непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 данной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Налоговая декларация в соответствии со ст. 80 Кодекса представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога, которое представлено в" налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы.
В соответствии с п. 1 ст. 81 Кодекса при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном данной статьей.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном указанной статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Таким образом, ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок уточненных налоговых деклараций Кодексом не предусмотрена. Данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2005 N 2769/05.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что сроки представления первичных налоговых деклараций обществом нарушены, однако предметом камеральной проверки, по результатам которой вынесено оспариваемое решение, явились уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2005 и 2006 гг., сроки представления которых Кодексом не установлены.
Кроме того, судом отмечено, что налоговым органом неправильно дана квалификация совершенного правонарушения; исходя из количества дней просрочки данное правонарушение следовало квалифицировать по п. 2 ст. 119 Кодекса, согласно которому непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации, влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил требования общества.
Выводы суда и установленные фактические обстоятельства переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат.
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.07.2008 по делу N А76-6980/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 данной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей.
По мнению налогового органа, представление уточненной декларации по истечении срока подачи налоговой декларации влечет ответственность, предусмотренную п.1 ст.119 НК РФ.
Как указал суд, уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается поданной с нарушением срока (п.1 ст.81 НК РФ).
Ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок уточненных налоговых деклараций НК РФ не предусмотрена. Данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.07.2005 N 2769/05.
Сроки представления первичных налоговых деклараций обществом нарушены, однако предметом камеральной проверки, по результатам которой вынесено оспариваемое решение, явились уточненные налоговые декларации, сроки представления которых НК РФ не установлены.
Кроме того, налоговый орган неправильно установил не только фактические обстоятельства дела, но и неверно квалифицировал вменяемое правонарушение по п.1 ст.119, а не по п.2 ст.119 НК РФ. Исходя из количества дней просрочки данное правонарушение следовало квалифицировать по п. 2 ст. 119 НК РФ.
Таким образом, привлечение налогоплательщика к ответственности по п.1 ст.119 НК РФ является неправомерным.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 октября 2008 г. N Ф09-7589/08-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника