Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 23 октября 2008 г. N Ф09-7691/08-С2
Дело N А60-12438/08
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего, судей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 4 (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.07.2008 по делу N А60-12438/08.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
учреждения - Разумов Д.А. (доверенность от 29.12.2007 N 6);
Первоуральского производственного муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (далее - предприятие) - Мутафонова Л.А. (доверенность от 15.01.2008 N 456).
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения учреждения от 21.04.2008 N 26.
Названное решение принято на основании акта от 27.03.2008 N 26 н/с, составленного по результатам проведенной выездной проверки предприятия по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2005-2006 гг.
Указанным решением предприятие привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), ему доначислены страховые взносы и начислены пени, основанием для чего послужили выводы учреждения о занижении предприятием установленной базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на суммы, выплаченные предприятием в пользу сотрудников в счет возмещения платы за содержание детей в дошкольных учреждениях.
Оспаривая ненормативный правовой акт учреждения, предприятие указало на то, что спорные выплаты носят компенсационный характер и не относятся к оплате труда.
Решением суда от 09.07.2008 заявление удовлетворено.
При этом суд согласился с доводами предприятия, установив, что спорные суммы выплат непосредственно не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими выплатами.
В порядке апелляционного производства решение суда не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, учреждение просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предприятия, ссылаясь на неправильное применение судом положений ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 20 Федерального закона от 16 июля 1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, настаивая на том, что спорные выплаты могут быть расценены как компенсационные выплаты работникам в связи с выполнением ими служебных обязанностей, поэтому на них должны начисляться страховые взносы на обязательное социальное страхование. Кроме того, произведенные предприятием выплаты своим работникам не отнесены к числу выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Перечнем выплат, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, отзыве на нее и выслушав присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и действующему законодательству.
Согласно п. 1 и 2 ст. 20 Закона N 165-ФЗ расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Из содержания данных норм федеральных законов следует, что применительно к трудовым отношениям расчетной базой для уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является начисленная страхователем (работодателем) застрахованным работникам заработная плата (оплата труда).
В силу п. 4 ст. 20 Закона N 165-ФЗ виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 утвержден Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Перечень).
Указанный Перечень не содержит такие выплаты, как компенсация стоимости услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях.
Вместе с тем, как правильно указано судом первой инстанции, из смысла ст. 20 Закона N 165-ФЗ следует, что Перечень должен устанавливать исключения не из любых доходов, полученных физическими лицами, а из выплат, начисленных работникам в качестве оплаты труда.
Согласно ст. 129, 132 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Заработная плата это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Таким образом, суд первой инстанции, исследовав представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями, установленными ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в частности коллективный договор на 2005-2008 гг., заключенный между предприятием и его работниками, в котором предусмотрено, что работодатель обязуется участвовать в долевом содержании детей сотрудников предприятия в детских дошкольных учреждениях, компенсировать и возмещать расходы в соответствии с условиями названного договора, где определен размер компенсации отдельным группам сотрудников, пришел к обоснованному выводу о том, что спорные выплаты непосредственно не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими и стимулирующими выплатами и осуществлялись без учета результатов труда конкретных работников, как дополнительная социальная защита работников, следовательно, не включатся в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.07.2008 по делу N А60-12438/08 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 4 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 утвержден Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Перечень).
Указанный Перечень не содержит такие выплаты, как компенсация стоимости услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях.
Вместе с тем, как правильно указано судом первой инстанции, из смысла ст. 20 Закона N 165-ФЗ следует, что Перечень должен устанавливать исключения не из любых доходов, полученных физическими лицами, а из выплат, начисленных работникам в качестве оплаты труда.
Согласно ст. 129, 132 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Заработная плата это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 октября 2008 г. N Ф09-7691/08-С2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Уральского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника